Цветовая схема:
29 октября в партии Виолетты в опере Джузеппе Верди La Traviata выйдет ведущая солистка красноярской труппы Анна Авакян. Выпускница столичной Гнесинки работает в Сибири уже четвертый сезон, за это время она исполнила Донну Анну, Татьяну, Иоланту, Розину, Недду и многих других известных оперных героинь. Виолетта, несомненно, станет еще одной заметной партией в репертуаре певицы.
– Анна, справедливо ли утверждение, что нет сопрано, не мечтающей спеть Виолетту?
– Абсолютно справедливо. «Травиата» – одна из популярнейших опер в мире и уж точно самая притягательная для сопрано как для исполнительниц заглавной партии в этом произведении. Потому что, во-первых, она невероятно сложная вокально, и это определенный вызов для каждой певицы. Если у тебя высокий голос, ты легко споешь первую часть партии, но с трудом одолеешь вторую, более низкую. А тем голосам, для кого низкие ноты не составляют затруднений, будет непросто справиться с очень высокой арией в первом акте, в ней полно колоратур. И хотя Виолетту берутся петь самые разные сопрано, в идеале для этого нужен голос, позволяющий исполнять именно вердиевские фиоритуры (они отличаются от фиоритур других композиторов), и в то же время – с плотной серединой для пения во второй части оперы.
А во-вторых, у Виолетты очень непростая драматическая составляющая. Уже само появление этой героини на оперной сцене в свое время было скандальным: в середине XIX века обществу трудно было представить, что куртизанка может стать центральным персонажем оперы. Хотя в нашем жанре вообще распространен интерес к таким дамам. (Смеется.) Та же гейша Чио-Чио-сан, Мюзетта из «Богемы», Тоска, не говоря уже о цыганке Кармен – все они свободны в выборе любовников. И образ куртизанки Виолетты, женщины, вынужденной отказаться от своей единственной любви, невероятно интересен актерски. Здесь каждой певице найдется что показать, поделиться со зрителями какими-то собственными переживаниями.
– И все же в опере, особенно с богатой историей постановок, сложнее отойти от привычных представлений о характере персонажей, чем в драматическом театре?
– Конечно, в опере многое изначально прописано самим композитором, да и дирижер с режиссером тоже задают рамки, подчас весьма жесткие. Особенно сложно, когда примеряешь на себя в уже готовом спектакле образ, созданный другими артистами. Я и сама, честно говоря, не люблю, когда повторяют что-то, придуманное мной. Но все равно – всякий раз хочется высказать что-то свое, никого не копируя. Задача трудная, но увлекательная. А еще я убеждена, что о любви стоит говорить всегда, эта тема в искусстве не устаревает. Каждый артист при желании может найти в ней собственные уникальные краски.
– В красноярской постановке «Травиаты» у режиссера Надежды Столбовой Виолетта – зрелая женщина, полюбившая по-настоящему уже в конце своей драматической судьбы, причем мужчину значительно моложе ее. Насколько вам близко такое решение?
– Оно нестандартное для этой оперы, по-своему непростое, но именно тем и интересное. Вообще, я очень рада, что Виолетта случится у меня именно сейчас, а не в начале карьеры, хотя я выучила ее еще в Гнесинке, потом готовилась исполнить в Европе, но до сих пор так и не спела. Для выхода на сцену в такой партии особенно важен не только вокальный и эмоциональный опыт, но и жизненный, иначе, мне кажется, невозможно передать весь драматизм истории этой героини.
А еще могу сказать, что женщины с опытом мне всегда давались легче, чем наивные юные девушки. И дело даже не в возрасте, а в самом характере тех или иных оперных героинь. Татьяна, Наташа из «Опричника», Недда, Иоланта – они изначально сформированные личности, целостные, эти девушки знают, что мир не наполнен радужными красками. А, скажем, Манон, как я предполагаю, мне будет проще сыграть именно во втором акте, где она уже кое-что поняла о жизни. Премьера этой оперы Массне у нас состоится в апреле, а в феврале готовлюсь спеть Эвридику в премьере оперы Глюка «Орфей и Эвридика».
Елена КОНОВАЛОВА, фото автора
"Опера & Балет" №2, октябрь 2023 года