Цветовая схема:
"Тоска" в итальянском варианте осторожным японцам понравилась настолько, что они в наступившем году вновь пригласили труппу Санкт-Петербургского академического малого оперного театра им. Мусоргского, в составе которой был и ведущий тенор Красноярского театра оперы и балета, лауреат всероссийских и международных конкурсов, заслуженный артист России Василий Горшков. Артист много гастролирует по стране и за рубежом. В его репертуаре на сегодняшний день 22 главные оперные партии. Редкий тенор может похвастаться таким "послужным списком". И не случайно 2001 "вокальный" год Красноярска прошел под знаком Василия Горшкова, официальный дебют которого состоялся в марте в опере Верди "Отелло". Кстати, 34-летний Горшков в 1996 году стал самым молодым исполнителем этой сложной, эмоционально насыщенной роли в России, за что был отмечен премией "Филип Моррис – Дебют". Для нашего города такой голос действительно ценное приобретение, говорят знатоки. Однако нынешний театральный сезон в нашем театре для Горшкова может стать последним...
С артистом я встретилась почти сразу по его возвращении с гастролей по южной Японии и за несколько дней до его первого в жизни бенефиса, который в предновогодние дни стал настоящим подарком любителям вокального искусства. Василий говорил не столько о себе, сколько о состоянии культуры в Красноярске. Город с богатыми спортивными традициями и в то же время с большими возможностями в культурном плане. Однако эти возможности до сих пор зажаты в рамки провинциальности, и все попытки уйти от этого будто наталкиваются на непреодолимое препятствие.
– Мне довелось выступать во многих театрах, самый ближний – новосибирский, и нигде не встречал такой нищеты. Костюмы, декорации некоторых спектаклей настолько истрепались, что представляют удручающее зрелище. И в то же время в Красноярске такие великолепные залы, что иной город мог бы позавидовать...
От состояния культуры, считает артист, зависит отношение к артистам. Культурное пространство формируется отношением к нему власти. Первые лица края, в общем, не замечены в посещениях театров.
– Довелось видеть, как Лебедь поздравлял женщин администрации с 8 Марта. В зале присутствовали человек 5 мужчин, и все они были заняты либо разговорами между собой, либо общением "с телефоном". Одним словом, Лебедю было не до концерта и не до праздничного настроения (зачем пришел тогда, спрашивается?). Отсюда и состояние культуры...
У Горшкова тесные многообещающие связи с Малым и Мариинским театрами Санкт-Петербурга. В Мариинском Горшков в этом году исполнил самую большую из характерных теноровых партий – роль Гришки Кутерьмы в премьерной опере Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии". Роль Гришки в исполнении Горшкова, по вполне официальным слухам, Мариинка намеревается выдвинуть на "Золотую маску"...
– Все-таки, Василий, чем для вас стал год, проведенный в Красноярске?
– Сын родился!.. В театре ничего нового пока не поставлено. При моем репертуаре для меня очень сложно подобрать что-то интересное. А поскольку я по складу характера романтик, то факт новизны для меня очень важен.
– В "Жанне д'Арк на костре" Ваш свин Поркус довольно впечатляющий и запоминающийся герой...
– Да разве это роль – всего-то минут 10... Дело в том, что партия написана очень высоко, тенорам пришлось очень трудно. Поэтому главный дирижер театра Анатолий Чепурной попросил поучаствовать в постановке и поддержать теноровую группу.
Первое сольное выступление Василия состоялось в 11 лет на концерте, посвященном Дню космонавтики. Тогда он уже год учился в музыкальной школе Тобольска. Вообще удивительных фактов в биографии артиста достаточно. Например, в 17 лет он поступил почему-то в новосибирский авиационный техникум. Но после того как через 2 месяца ему показали место, где в будущем предстояло работать, он ушел оттуда. Были эстрадно-духовое отделение (класс кларнета) в Барнауле, народных инструментов в Тобольске. В Новосибирскую консерваторию он поступал дважды. В первый раз его отчислили из-за того, что плохо посещал лекции по истории партии (КПСС). Через 5 лет после такой плачевной неудачи Горшков вновь поступил в консерваторию и заявил о своем таланте достаточно сильно. Он со своим многогранным голосом может петь все: оперу, оперетту, эстраду – редкое явление. Эстрадным пением он тоже одно время занимался, но смог остановиться – голосу это на пользу не идет.
– Самое сложное для голоса в опере – пробить оркестровую стену. Поэтому многие именитые артисты редко поют в спектаклях, где требуется мощь голосовых связок, например, в операх Верди. Хворостовский, кстати, чаще участвует в концертах. При выступлениях Козловского оркестр вообще опускали ниже, иначе и в тюрьму можно было угодить – знаменитостью все-таки был.
– А что голосу-то надо, чтобы он звучал сильно и был "пробивным"?
– Выспаться (шутка). Очень важна хорошая школа вокала.
Тут вспомнила про Витаса с его громогласным "А-а-ааа!". Василий слышал его живьем на "Славянском базаре":
– Ужас! Голос выпадает из нот!..
Да, студийная запись сегодня достигла таких высот, что перенапрягаться даже самому заурядному солисту не приходится. Поэтому Василий Горшков за ту позицию, развернутую в последнее время Иосифом Кобзоном в Думе, по которой вообще предлагается запретить использование фонограмм на концертах. Проект закона даже есть уже. Я тоже за это. В противном случае можно и кассету послушать – тот же эффект, – а не тратить деньги только ради того, чтобы взглянуть на халтурщика, пусть и звездного.
Горшков еще не знает, останется ли в нашем городе на следующий театральный сезон. И одна из причин таких сомнений – жилье, которое артисту все еще обещают... Такого голоса, как у Горшкова, в Красноярске нет и в ближайшем будущем не предвидится. Еще лет 5 продержится "старая гвардия". И, кажется, о том, что будет дальше, мало кто задумывается.
Ольга ВОРОНЕЖСКАЯ
"Сегодняшняя газета" №1, 4 января 2002 г.