Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

05.12.2001

"Щелкунчик" – твердый орешек

Наш разговор с балетмейстером Сергеем Бобровым состоялся в день траура по Виктору Петровичу Астафьеву. Сергей очень хотел с ним попрощаться. Иначе и не могло быть, ведь он в 1999 году ставил на красноярской сцене мировую премьеру – "Царь-рыбу", балет по одноименному произведению прославленного писателя. Виктор Петрович балетный вариант одобрил и благословил на жизнь...

"Щелкунчик"– Обращение к роману Астафьева было случайным?

– Поступило предложение от композитора. Необходимо было прочувствовать атмосферу произведения и передать ее. Этот процесс показался мне очень увлекательным. В балете ведь нельзя показать "нейтральных" героев. Там либо плохой, либо хороший герой и конфликт между ними. Нам удалось рассмотреть основную концепцию. И получилось достаточно хорошо, по прошествии времени я могу это совершенно определенно сказать. Это был мой первый спектакль в красноярском театре. (До этого были другие, в том числе совместно с моим учителем Юрием Григоровичем в его "Григорович-балете"). И не каждый театр у нас в стране может похвастаться тем, что в его репертуаре есть спектакль такого масштаба, как "Царь-рыба".

Кроме "Царь-рыбы" Бобров поставил у нас "Антигону" и "Контурданс". И вот 7 декабря красноярской публике будет предложен еще один спектакль – балет "Щелкунчик" на музыку Чайковского. Я уже видела некоторые костюмы, наслышана о подготовительной работе за кулисами – зрелище обещает быть грандиозным. Балетмейстер подтвердил: зрителей действительно ждет великолепный сюрприз.

– Вы впервые обратились к классике...

– Любая постановка балета индивидуальна... Первая постановка "Щелкунчика" ведь была провалена – не музыкой Чайковского, конечно... Мариус Петипа написал сценарий сказки и предложил Чайковскому поработать над партитурой. Петр Ильич очень увлекся сюжетом, это была его последняя работа (параллельно с "Иолантой") для музыкального театра. Но когда музыка была написана, Петипа отказался от постановки спектакля, сказав, что это музыка XX века – будущего. Ее осуществил Лев Иванов. Музыка написана, кстати, на рубеже веков. И Гофман свою сказку "Щелкунчик и мышиный король" сочинил тоже на рубеже веков. Мы сейчас живем на стыке столетий. Все это кажется достаточно символичным. Было множество разных постановок балета, попыток разгадать "духовное завещание" Чайковского. Его музыка значительно опережала время, он столько внес своего... Седьмого декабря посмотрим, что получится у нас.

– Почему на главную роль приглашен солист из Уфы, заслуженный артист Башкортостана Аркадий Зимов? Местных не нашлось?

– Так, как станцует Зимов, никто не станцует, поверьте. Со временем будут и другие приглашенные, будет видно в зависимости от ситуации.

– Вы еще и солист Большого театра. Дальнейшие ваши планы связаны с танцевальной или режиссерской деятельностью и какое место в них отведено Красноярску?

– 20 лет в балете, наверное, слишком много... Сейчас я полностью поглощен постановочными планами. После первого премьерного показа "Щелкунчика" мы приступаем к постановке балета "Кармен". Не "Кармен-сюиты". Монтаж балета сделан совместно с помощником Григоровича. Будет очень много разной музыки. Мы сделаем двухактный спектакль, такого еще не было. Будут исполнены многие шлягерные арии. Не на сцене – в оркестровой, а на сцене будет только балет. Так вот, мы с этим балетом и "Лебединым озером" поедем на месячные гастроли на Тайвань. 1 марта у нас премьера балета "Кармен" в национальном театре Тайваня. Потом... посмотрим, что будет потом. У нас есть предложение в мае принять участие в международном фестивале в Пекине. Есть предложение посетить с гастролями Испанию. Ну, это все будет видно после постановки "Кармен". Нужно сделать что-то феерическое, чтобы и красноярская публика осталась довольна, и красноярские артисты балета смогли что-то посмотреть и себя показать.

– Вы сами проводите фотосъемку своих спектаклей. Это увлечение или необходимость?

– Скорее необходимость. Потому что нет такого мастера, который снял бы так, как надо: балет нужно знать изнутри.

– Сергей, вы как-то чувствуете, что находитесь в Сибири?

– Да, наш день – это ваша неделя, к сожалению. Я в Москве за день больше успеваю сделать, чем тут за неделю. Хотя мне нравится Красноярск.

Балетом "Щелкунчик" в Красноярском театре оперы и балета открываются рождественские представления, среди которых зрителей ждет немало сюрпризов. Кстати, в Мариинском театре (Санкт-Петербург) также вскоре будет премьера своего "Щелкунчика", как утверждают создатели, в гофмановской интерпретации...

Ольга ВОРОНЕЖСКАЯ
"Сегодняшняя газета", 5 декабря 2001 г.