Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

15.06.2023

Никита Дмитриевский: «Я приверженец классического модерна»

Свой 45-й сезон Красноярский театр оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского закроет 1 июля премьерой балета “Катарсис Данте” на музыку современных композиторов. Это будет первый за долгое время спектакль в стиле модерн и дебют Никиты Дмитриевского в качестве хореографа-постановщика балета на красноярской сцене.

Хореограф, режиссер театра и кино, он поставил свыше 15 балетов и больше 100 номеров, известен работами в Большом и Мариинском театрах, театре Бориса Эйфмана, НГАТОиБ, театрах “Балет Москва” и “Новая опера”, неаполитанском “Сан-Карло”, Театре имени Дж. Верди в Салерно, Опере Сан-Франциско и других.

Продюсер и арт-директор танцевальных и музыкальных проектов в России, Нидерландах, Израиле, Болгарии, Чехии, Венгрии, Финляндии, Англии и других странах. Выпустил такие проекты как Московский международный фестиваль балета Grand Pas, мировой тур “Короли Солнца”, “Балет большого города”, “Балет больших звезд”, “Опера для всех”.

Никита ДМИТРИЕВСКИЙ– Никита, чем вас привлекла фигура Данте?

– Данте Алигьери – один из самых известных персонажей европейской литературной и общественной жизни, один из значительных мыслителей позднего Средневековья, его идеи разошлись по всему миру, растворены во многих исторических, литературных и архитектурных памятниках. При одном упоминании его имени у людей уже возникает целый ряд ассоциаций. Данте – совершенный образ для путешествия с ним на протяжении всего спектакля.

Сюжет я придумал сам, вдохновившись Данте – его биографией и персонажами. Они стали прообразами для девяти харизматичных героев спектакля в исполнении девяти солистов.

– Идея спектакля как-то связана с “Божественной комедией” Данте?

– Лишь отчасти. Мы предъявим зрителям внутренний мир Данте. По сути, это мозаика, составляющая душу поэта, где каждой отдельной частице присущи страхи, которые нужно в себе переломить. Это путешествие персонажей по глубинному кругу, и здесь есть намек на “Божественную комедию”, где у каждого героя свой круг, и необходимо преодолеть собственные слабости, чтобы вырваться из него. Персонажи спектакля – узнаваемые личности, но все они вместе олицетворяют одну персону с ее богатейшим внутренним миром. Скажем, Данте сравнивал себя с Сизифом, когда писал стихи возлюбленной Беатриче, а она его не слышала. Или с Кассандрой – в своей политической деятельности, когда, предвидя будущее, он не мог убедить людей прислушаться, или с Диогеном, который ищет в толпе человека и не может найти. Все эти фигуры – отражение разных сторон одного и того же человека.

– Что вы можете сказать о хореографии спектакля?

– Я приверженец классического модерна. Этот стиль не используется в России, его здесь нет в принципе. Хотя все европейские театры существуют на этой базе. При высоком уровне классики у них высок и уровень модерна. А у нас сильна классика, но абсолютная пропасть в модерне. Модерн не равен современному танцу, это самостоятельный язык. Практически любой спектакль, именуемый в России модерном, не имеет к нему никакого отношения. Это деми-классика или “контемп” – то есть классическая основа с использованием других стилей, не более того.

– А то, что в России именуется контемпорари?

– Контемпорари данс – стиль, полностью исковерканный на российских подмостках, искаженное понимание современного танца. Так обычно у нас в стране называют все, что не похоже на классику – контактная импровизация, физический театр (physical theatre), театральные эксперименты и т.д. Нередко это определение сегодня звучит как ругательство, дискредитирует постановку, опуская ее уровень: мол, есть классика, а есть некий “контемп”. У меня к этому вполне определенное отношение. Контемпорари данс – тонкий стиль, продолжение модерна. Его исполнение так же требует от танцовщика профессиональной базы, как и классика. Он несет в себе культуру классического модерна и включает элементы стрит-данса, фанка, джаза, афро-джаза, афро-модерна и т.д.

– Почему в России не распространен модерн?

– Нет школ, этому не учат. В академиях абсолютно не уделяется внимания даже таким мэтрам как Морис Бежар, хотя это была целая эпоха в балете. Но она совершенно незнакома подрастающему поколению.

– Вы тоже получили образование как классический артист балета. Что привело вас в модерн?

– Я окончил Московское академическое училище хореографии. Поступил в Большой театр, своими учителями по классической хореографии считаю Бориса Борисовича Акимова и Марину Тимофеевну Семенову – горжусь тем, что пять лет у нее занимался, и она разрешила мне называться ее учеником. Моим главным учителем по модерну был Николай Васильевич Огрызков – у него я позже преподавал, заменял его на уроках в основанной им “Школе современной хореографии”. Еще в студенческие годы занимался модерном, джазом, акробатикой, поэтому к окончанию учебы у меня уже был большой опыт понимания разных стилей. Через пять лет работы в Большом театре выиграл стажировку в Нидерландском театре танца (NDT), после чего начался мой экскурс по западноевропейским танцевальным компаниям, где я учился и работал.

Но в итоге вернулся в Россию, чтобы самому начать воплощать в своих постановках то, чем владею. Перестал танцевать в 25 лет, поскольку на двух стульях не усидишь – рано понял, что предпочитаю идти по другому пути. И не ошибся, у меня широкий профиль деятельности – не только классическая сцена, но и шоу-бизнес, перформансы, оперные постановки, мюзиклы. В Голландии также увлекся светом – осознал, что это особенный театральный язык. Видел, что даже средние компании при слабой хореографии только за счет точно выстроенного светового ряда достигают сильных эмоций у зрителей, а настоящие профессионалы добиваются с его помощью чего-то совершенно уникального. Свет – мое хобби: люблю работать с ним, сам изготавливаю световые приборы, практически все свои спектакли оформляю самостоятельно. В “Катарсисе Данте” элементы сценографии в цехах создаются по моим предложениям, и музыку я подбирал сам – это микс из сочинений 15 современных композиторов.

Никита ДМИТРИЕВСКИЙ– Кто из западных хореографов оказал на вас наибольшее влияние?

– Кристофер Брюс, Мари Рамбер, Марта Грэм, Иржи Килиан и некоторые его последователи, классикой для меня стали Леонид Мясин, Пол Тейлор, Элвин Эйли, Хосе Лимон, Боб Фосс и многие другие. Мне не близок Уильям Форсайт – какие-то его постановки предельно музыкальны, но для меня он слишком холоден: нет внутреннего повествования, абстрактная форма. У Пины Бауш великолепные глубокие работы, она породила целое поколение новых творцов.

– Что вы считаете самым значительным в своей карьере танцовщика?

– Спектакли в NDT у Иржи Килиана. Я первый артист из России, кто попал к нему в труппу, и пока что единственный. Подход к работе в его театре был для меня весьма непривычен, несмотря на мой разноплановый багаж. Если у нас в стране за полгода в среднем могут подготовить два балета, то у Килиана за такой же срок выпускают пять – и все это нужно успеть поставить и выучить. Причем они диаметрально противоположны – по темпоритму, по языку, по способу сценического высказывания. На мой взгляд, большая проблема в России в том, что наши артисты на протяжении всей карьеры выполняют один и тот же класс (утренний урок), иной подход у них просто в голове не укладывается, они к нему не готовы. А, допустим, в NDT каждый месяц новый педагог или коуч предлагает свою структуру – сбитые акценты, техники, неровные квадраты, какие-то дополнительные навыки. Та же классика – но отношение к ней другое. Можно взять любую заграничную академию – в Роттердаме, Токио, Нью-Йорке – везде детей сызмальства направляют на путь универсального артиста, там великолепный уровень подготовки на классической основе, но с множеством дополнительных знаний разных стилей. У нас, к сожалению, такого нет. В России были свои новаторы – например, Борис Князев, Касьян Голейзовский. Специфика нашей балетной сцены – имперская, солидная и очень пафосная. Она не подразумевает отклонений от привычной формы.

– Чем вас лично привлекает язык модерна?

– Если тело артиста обучено и по-настоящему говорящее, оно будет идеально в любых ипостасях – будь то модерновая, классическая или джазовая. Все-таки, как бы ни было прекрасно “Лебединое озеро”, одним им балетная сцена не ограничивается. Если у хореографа есть музыкальность и ощущение гармонии, он способен ставить на любом языке, но необходимо знать движение не понаслышке – вот две составляющих, чтобы строить из них хореографию. Кстати, мне было бы интересно поставить однажды “Лебединое озеро”. Но я сделал бы это в принципиально иной версии, отличающейся от привычного подхода.

– Насколько удается освоить язык модерна красноярским артистам?

– Им явно очень интересно, но не всем этот язык легко дается. Некоторые готовы и хотят воспринимать новую информацию, но не хватает опыта, базы. В театре есть и совершенно феноменальные танцовщики, их надо ценить и предлагать им различные формы самореализации в разных жанрах, они способны затмить любого европейца, говорю об этом с полной ответственностью. Артисты театра схватывают с полуслова, с полувзгляда, интуитивно чувствуют то, что им предлагается.

Елена КОНОВАЛОВА
«Экран и сцена» №11-12, 15 июня 2023 года