Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

07.06.2023

Олеся Алдонина: «В современном танце чувствую себя увереннее»

Одну из сольных партий в новой премьере «Катарсис Данте» в постановке Никиты Дмитриевского исполнит ведущая солистка красноярской балетной труппы Олеся Алдонина. Балерина всегда тяготела к современной хореографии и очень обрадовалась возможности вернуться на сцену после декретного отпуска именно в таком спектакле.

Олеся Алдонина– Откровенно говоря, не была уверена, смогу ли танцевать после декрета, будет ли тело меня слушаться. Но я настолько изголодалась по движению, а тут еще такой интересный проект – никак не могла его пропустить. Прошла кастинг и была назначена на роль Кассандры. А сейчас с удовлетворением наблюдаю, что эта пластика помогает мне восстанавливаться.

Кто такая ваша героиня, чем она связана с Данте?

– По замыслу хореографа, в постановке девять солистов, и каждый из нас отражает одну из частиц души Данте. Причем они из разных эпох, но, так или иначе, перекликаются с теми образами и историческими фигурами, которые поэт упоминал в своих мемуарах. В частности, с Кассандрой он сравнивал себя в своей политической деятельности. Моя героиня – персонаж мифологический, о ней сохранились противоречивые сведения. Но, главное, что она обладала даром предсказывать будущее и предвидела гибель Трои. А за то, что отказала богу Аполлону во взаимности, тот ее проклял и сделал так, что ее пророчествам никто не верил. Сам Данте в своей жизни сталкивался с таким же недоверчивым отношением.

Как продвигается работа над образом?

– У меня сложилось впечатление, что у Никиты изначально было четкое видение того, чего он хочет от нас добиться, но при этом он во многом отталкивается от артиста, его индивидуальности. Пожалуй, главная сложность в том, что обычно мы вживаемся в роль в процессе репетиций, но на сцене уже исполняем что-то хорошо выученное. Мы в театре привыкли, что любая хореография идет от образа: одно и то же движение Джульетта сделает так, а Кармен совсем иначе, хотя хореографическая лексика одна и та же. А в «Катарсисе» наоборот – сама лексика диктует образ, и в этом есть определенное волшебство. Дается непросто, но лично мне очень интересно работать. А еще здесь предусмотрены элементы импровизации, и если всё получится, у зрителя это непременно вызовет отклик.

«Катарсис Данте»Вообще мне кажется, «Катарсис» – тот спектакль, к которому нужно подготовиться, прочитать описание, чтобы возникло некое общее представление. Сон – ключевой образ нашей постановки. Не стоит искать в ней какой-то сюжет и пытаться понять, чем один персонаж связан с другим – это не важно. Сами образы настолько яркие, что неизбежно возникает много метафор и ассоциаций. Сужу по тому, что наблюдала у коллег и делаю сама. У Кассандры есть пятиминутный хореографический монолог – в нем хореография говорящая, и сама музыка многое подсказывает. Притом что танец выстроен под композицию с русским текстом, что я обычно не приветствую – всегда есть риск скатиться в иллюстративность к словам. Но здесь я поймала себя на том, что даже не сразу их поняла, они меня не отвлекали. А еще на репетиции у меня как-то возникло ощущение, что мозг вдруг отказался воспринимать происходящее, и я сказала об этом вслух. Никита улыбнулся. Оказалось, что через несколько тактов у него само действие выстроено так, будто нас всех заело, мы зациклились. В тот момент я действительно ощутила себя Кассандрой, аж до мурашек.

Олеся, откуда у вас интерес к разным видам современной хореографии, к модерну?

– Всегда хотелось двигаться в этом направлении, еще со студенчества. На выпуске из колледжа танцевала Джульетту у Евгения Панфилова, на отчетном концерте нам делал номер Раду Поклитару. В современном танце чувствовала себя увереннее, чем в классике. Даже ездила пробоваться к Борису Эйфману, но услышала, что меня туда возьмут, если вытянусь повыше – у него определенные параметры роста, все артисты высокие. Потом однокурсники в шутку угощали меня морковкой, чтобы я подросла. К счастью, вовремя поняла, что если сразу уйти в современную хореографию, в классику на высокий уровень потом не вернуться. А наоборот переключиться можно всегда. Собственно, я и в Красноярск из Перми приехала именно потому, что здесь разноплановый репертуар, не только классика. И сейчас для меня отдушина время от времени выходить на сцену в современной лексике. Пока тело позволяет, хочется продлить свой век балерины. Но со временем надеюсь сама плотнее заняться хореографией как постановщик. А пока планирую поработать с разными балетмейстерами, поучиться у мастеров.

Елена КОНОВАЛОВА, фото автора
"Опера & Балет" №10, июнь 2023 года