Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

09.11.2015

Новый оперный триллер на сцене Красноярского театра оперы и балета

Первая грандиозная премьера – опера Луиджи Керубини «Медея» поставлена в музыкальном театре им. Станиславского в Москве в этом году. Концертная версия древнегреческого сюжета была в Самаре. Однако как именно постановка – это второй спектакль в России. Молодая москвичка, режиссёр-постановщик Мария Тихонова приехала со своей версией премьеры в Красноярск, потому что именно наш театр оперы и балета помогает развиваться молодым и начинающим режиссёрам.

"Медея"— На первом показе премьеры в Красноярском театре оперы и балета 5 ноября зал встал. Для моего юного возраста это очень неожиданно и приятно. Это моя первая большая режиссёрская работа, — признается Мария Тихонова.

О СЮЖЕТЕ

Классический сюжет античной трагедии напоминает триллер: колхидская волшебница и царица Медея влюбляется в аргонавта Ясона, которому помогает добыть золотое руно и с которым бежала из Колхиды в Грецию. Однако спустя несколько лет Ясон жестоко оставляет Медею и женится на Главке, дочери царя Коринфа. Медея ослеплена душевной болью, ею движет кровавая месть. Но гибели соперницы ей мало. Как вариант остаётся наиболее страшное зло – убийство собственных детей. Так как все они похожи на отца.

— Я рассматриваю Медею не как убийцу, а как женщину, которая преодолевает тяжёлые жизненные обстоятельства. Она страшно мучается, не может контролировать себя, сходит с ума. Ее любовь к Ясону – не совсем настоящая. Боги влюбили ее насильно, чтобы она помогла добыть золотое руно, — поясняет режиссёр-постановщик.

Причём, на протяжении полутора первых действий на сцене несчастная Медея просит Ясона вернуться, одуматься, она была бы готова за это простить ему всё на свете. Но самодовольный аргонавт оскорбляет тут ее ещё больше, язвительно издевается над сумасшедшей отверженной.

Затем эта история разворачивается довольно трагично, и для Медеи — это уже даже не несчастная любовь, а месть, которая зарождается как паранойя, олицетворённая эриниями (богини мести в древнегреческой мифологии, в древнеримской те же фурии), а на красноярской сцене представленная параллельными видео спецэффектами.

О КОНЦЕПЦИИ

— По моему замыслу этот образ нужно было пронести через спектакль. Получается, старый мир и новый мир должны умереть, потому что дети Медеи и Главка (самые молодые персонажи оперы) тоже умирают. У них будущего фактически не остаётся, — отмечает Мария. – В своем спектакле я предлагаю зрителю самому решить, кто Медея – преступница или жертва роковых обстоятельств? И финал остаётся открытым: каждый зритель сам включится в процесс и решит, умерла Медея или нет.

Выходит, древнегреческий миф актуален и по сей день, только в наше время это свои проблемы в других интерпретациях с другими жизненными обстоятельствами (разводы, делёж имущества, вопрос, с кем оставить детей, жажда власти, денег и т.п.). В том и живость сей истории. Идейность материалу как раз и придаёт утрированность сюжета.

"Медея"О СПЕЦЭФФЕКТАХ НА СЦЕНЕ

На этот раз на красноярской оперной сцене москвичи задействовали несколько резервов театра: оперная труппа, хор, артисты балета, Образцовая детская оперная студия. То есть, занят был практически весь театр.
Как пишут музыкальные критики, «Медея» для России – экзотика. По словам молодого режиссёра, заключается она в том, что это довольно сложный музыкальный материал. Не только драматически, но и вокально, не всякий певец справится с таким материалом.

— Хоть произведение и считается одним из ярчайших в мировом репертуаре, далеко не каждый театр может его поставить. «Медею» сложно петь и исполнять, сюжет нестандартный, потому что обычно это – драма. А тут опера, усложнённая видеоматериалом. Плюс очень красивые хоровые сцены, арии, дуэты. В Красноярске сильные вокалисты, надеюсь, для них это интересный эксперимент. Сама музыка сначала лёгкая, а становится сложной только к третьему действию, нагнетая психологически.

Для зрелищности и драматизма в спектакле использованы три короткометражных фильма – завуалированные видения Медеи, которые передают её мысли, эмоции, чувства, галлюцинации, видения относительно прошлого и настоящего и которые описывают ее будущее. Видеоматериал добавляет мистицизма, символизма, нагнетает всяческий страх.

АТМОСФЕРА

На сцене не аутентичная Греция, хотя атмосфера той эпохи всё же присутствует: геометричность фигур, графичность декорации в стиле конструктора «Лего», световые проекции, игра теней.

— Много опер, которые вообще не ставятся, написаны «в стол». Поэтому оперные сюжеты нужно периодически совершенствовать, обновлять, чтобы они были востребованы временем. Чем мы, начинающие режиссёры, и занимаемся, — с улыбкой подчёркивает Мария Тихонова.

Наталья КОСТРЫКИНА
The Krasnoyarsk room, 09.11.2015 г.