Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

16.12.2015

Ольга Морозова: «Нас всего трое»

В детстве вид и звук это инструмента действовал на меня магнетически. Мне казалось, что на ней играют какие неземные женщины, спустившиеся с небес или явившиеся из сказочного мира — настолько завораживающей и таинственной была их игра. Но, как говорит Ольга Николаевна Морозова, ведущая арфистка оркестра Красноярского театра оперы и балета, чтобы освоить арфу, нужен не только природный талант, но и большая работоспособность, желание трудиться. Только в этом случае этот инструмент аристократов подчинится вам.

Ольга Николаевна Морозова— Сегодня дети, даже те, что учатся в музыкальной школе, порой не могут сказать, что такое арфа. Неужели это настолько диковинный и редкий инструмент?

— Думаю, что эта ситуация типична для провинции. Посудите сами, сегодня музыкальная специальность “арфа” существует только в одном учебном заведении края — красноярской гимназии № 12. Там я организовала класс арфы, где учатся девочки. Сделать этот шаг меня побудило понимание того, что смены нам, арфистам (нас всего трое на весь регион), просто не будет. Учитывая сегодняшнюю экономическую ситуацию, музыканты из столичных городов — Москвы, Санкт-Петербурга — к нам точно не поедут. И для того чтобы в красноярских коллективах появились новые арфисты, их нужно выучить самим. Поэтому цепочку непрерывного образования арфистов школа — колледж — вуз приходится выстраивать самостоятельно. В том, что дело это нужное, не приходится сомневаться. Арфисты нужны сегодня не только у нас, но и, например, в соседней Кемеровской области. Там в филармонии нет своего арфиста, и мне довольно часто приходится выручать коллег — приезжаю, чтобы сыграть с оркестром то или иное произведения, где нельзя обойти без звучания моего инструмента. Нет арфистов ни в Иркутске, ни в Улан-Удэ. Так что гастролировать и играть мне приходилось и приходится много. Немало концертов проходит и на разных площадках Красноярска: от концертных залов, театров до музеев.

— Много ли существует произведений для арфы как для сольного инструмента, или место арфиста, по большому счёту, в оркестре?

— Достаточно. Причём это не только классика, арфа вдохновляет и современных авторов. Но самые приятные для уха произведения всё же созданы давно — до конца XIX века. Как правило, их авторы — сами арфисты, которые писали так, чтобы было не только благозвучно, но и удобно играть. Такая известная арфистка Ксения Александровна Эрдели, например, сидела рядом с композитором Глиэром и помогала — советовала, как сделать так, чтобы играть было удобно для музыканта. Я очень люблю Концерт для арфы с оркестром Глиэра. Нравятся мне сочинения французского композитора-импрессиониста Жана-Мишеля Дамаза. Есть замечательные вещи для арфы у Чайковского, Равеля. Очень любил и понимал арфу Дебюсси, он мастерски использовал инструмент в своих сочинениях. Знатоком арфы был и Верди. Но ближе мне всё же произведения, созданные арфистами, например Екатериной Вальтер-Кюне.

— Почему Вы выбрали именно арфу, а, например, не фортепиано, которое близко по звучанию?

— Действительно, весь репертуар для арфы можно сыграть также на фортепиано. Количество струн арфы соответствует числу белых клавиш на рояле. На пианино есть чёрные клавиши — диезы, бемоли, а на арфе их заменяют педали. Их всего семь — три с одной стороны, четыре — с другой. И для того чтобы перестроиться, необходимо использовать педали, которые управляются ногами. Но есть у каждого инструмента и свои различия. Например, при игре на арфе часто используется особый приём игры, заключающийся в быстром скольжении пальца по струнам — глиссандо. Это очень красиво, на фортепиано такого звукового эффекта добиться не получится. Что касается выбора, то, когда мне было десять лет, мама записала меня в музыкальную школу и сказала: пойдёшь туда-то. Так я стала заниматься на арфе, и мне понравилось. После окончания школы бросать инструмент мне уже было жалко, и я поступила в училище.

— Нужны ли какие-то физические данные для того, чтобы играть на арфе?

— Желательно, чтобы будущий арфист не был немощным и худеньким. Потому что дёрнуть струну, извлечь звук при помощи пальцев не так-то просто, как может показаться на первый взгляд. Для этого нужны сильные руки и пальцы.

— Почему за этим инструментом представляются только дамы? Бывают ли мужчины-арфисты?

— Конечно. Их не так уж много, тем не менее они есть. Кстати, основателем советской арфовой школы был мужчина — Николай Парфёнов. Трудно переоценить вклад Михаила Павловича Мчеделова, личность которого была многогранна: солист-арфист, артист оркестра, композитор, великий педагог. Марк Рудин много сделал для арфы и арфистов.

— У Вас, как я понимаю, столичное образование?

— Я оканчивала музыкальную школу и училище в Москве, а консерваторию в Одессе. Надо сказать, в каждой детской музыкальной школе Москвы в отличие от Красноярска и других сибирских городов есть арфа. Когда настало время поступать в вуз, то в Московской консерватории было всего лишь одно место по специальности “Арфа”, на которое был уже предопределён человек. И я поехала в Одессу, где меня сразу вязли.

— После Одессы как Вы попали в Сибирь?

— Случайно. После консерватории меня взяли в Одесский оперный театр. Всё было хорошо, но жить мне там было негде, а в общежитии мне безумно надоело. В Красноярске в это время открылся новый оперный театр — меня позвали, пообещали квартиру, и я поехала. Меня пригласил дирижёр Игорь Шаврук. Но я абсолютно не жалею, что решилась на этот шаг, хотя и была москвичкой: здесь объём работы и возможности играть намного выше, чем в столицах и в западных городах. Столько сыграть, как в Сибири, я бы не смогла нигде. В московских коллективах за место арфистам надо ещё побороться, ибо конкуренция большая, на одно место претендует сразу несколько человек. А здесь тебя везде принимают с распростёртыми объятьями.

— А арфа капризный инструмент?

— Инструмент этот имеет довольно сложный механизм. Раз в год требуется вмешательство мастера. Лучшие инструменты сейчас, наверное, американские. Но они очень дорогие — стоимость такой арфы порядка полутора миллионов рублей. Но, к счастью, у нас сохранилось своё производство — российская мастерская создана на базе фабрики имени Луначарского, её специалисты делают и ремонтируют арфы. Нашу арфу можно купить за триста-четыреста тысяч.

— А личная арфа у Вас имеется?

— Конечно. Её мне подарил папа, когда я поступила в училище. Собрал все свои сбережения и купил, инструмент — дорогой, стоил больше, чем фортепиано, которое тоже у нас было. Вообще тот, для кого музыка является профессией, свой инструмент должен иметь непременно. Своим ученикам говорю, чтобы они потихоньку начинали копить. Чем дальше, тем обширней будет программа, и освоить её только в классе будет невозможно, необходимо заниматься дома.

— На арфе возможно играть современную музыку?

— На ней возможно играть всё что угодно: и современное, и популярное, и джазовое. Испытано на себе: мы играли и регтаймы, и вальсы Глазунова, и музыку Хачатуряна…

В тему

Арфа — щипковый струнный музыкальный инструмент. Является древнейшим музыкальным инструментом. Арфу можно назвать прародительницей струнных музыкальных инструментов. Похожее устройство имеют лира, гусли. На арфе играли в Древнем Египте, в Финикии и Ассирии, в Древней Греции и Риме. В Европе арфа получила распространение только в средние века. Изображение арфы даже вошло в герб Ирландии, как и волынка, арфа считается культурным символом этой страны. Ирландские арфисты славились мастерством исполнения музыки на арфе, они исполняли свои саги — сказания — под аккомпанемент переносной арфы. Арфа была инструментом бардов-сказителей. Но народным инструментом арфа не стала, умение играть на арфе стало модой для аристократов. В России арфа появилась со времён дочери Петра Великого, императрицы Елизаветы Петровны, на арфе играли многие царские особы. Арфа и в России стала инструментом аристократической знати. Звучание арфы любили и часто включали в свои музыкальные творения русские композиторы: Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, А. Алябьев, М. Глинка, С. Рахманинов, С. Прокофьев и многие другие. Из европейских композиторов арфой наиболее широко пользовались Г. Берлиоз, Р. Вагнер и Ф. Лист.

Марина ЯБЛОНСКАЯ
"Городские новости" №3294, 16.12.2015 г.