Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

24.08.2009

Сергей Бобров: «В «Пиковой даме» немало загадок»

Первой премьерой грядущего сезона в Красноярском театре оперы и балета станет опера П. И. Чайковского «Пиковая дама» в постановке художественного руководителя театра Сергея Боброва. Уже в конце августа в оперном начнутся вокальные и оркестровые репетиции. Об особенностях будущей премьеры «ВК» рассказал сам режиссер.

Сергей Бобров- Отношение к этому спектаклю у всех очень ответственное — часть коллектива, занятая в постановке, даже в отпуск ушла позже остальных, — отметил Сергей Рудольфович. — Люди еще в начале лета начали учить партии, а в первых числах сентября у нас начинается активный постановочный процесс. До премьеры еще очень много работы — нужно подготовить объемные декорации, в спектакле 275 костюмов. Считаю, что постановка такого шедевра, как «Пиковая дама», — настоящее событие для города. И мы должны достойно справиться со своей задачей.

- Помнится, несколько лет назад в театре уже предпринимались попытки постановки этой оперы…

- То было концертное исполнение. Но подобные опыты — разовые, не для постоянного репертуара. Премьера «Пиковой дамы», которую мы представим осенью, — полноценный спектакль. Опера будет сделана в классическом стиле, но в то же время в ее решении много новаторского, нетрадиционного.

- Например?

- Самое главное — действие перенесено в 30-е годы XIX века. Что, впрочем, задано самим Чайковским — это не екатерининская эпоха, как часто ставят «Пиковую даму», а более позднее время.

- То есть вы отталкиваетесь, в первую очередь, от музыкального материала?

- Композитор — гений, как он решил, так, полагаю, и стоит делать. И, кстати, то, что действие происходит не в XVIII, а в XIX веке, доказано многими музыковедами. Да стоит только послушать музыку Чайковского — она вся пронизана интонациями XIX века! Например, романсы, которые исполняются в комнате Лизы, — они же написаны на стихи Батюшкова и Жуковского, современников Пушкина. Поэтому, как мне думается, все происходит именно в 30-е годы. Совсем немного времени прошло со времен Отечественной войны 1812 года, она еще не забыта. В Германе очень сильно наполеоновское начало, стремление пробиться наверх из низов во что бы то ни стало. Поэтому мы делаем в спектакле действенную увертюру, обозначаем в ней позиции разных сословий. На мой взгляд, это вообще одна из важнейших проблем этого классического произведения.

- Почему?

- А вы задумайтесь: кто такие эти Томский, Чекалинский, Нарумов? Может ли Герман вообще находиться в их кругу, бывать с ними на одних балах? Ведь он человек из третьего сословия, очень небогатый. И у него одна мечта — прорваться в круг этой «золотой молодежи». А во что они играют — просто в карты или они играют жизнями?.. Есть над чем задуматься. И если говорить о дне сегодняшнем, то и сейчас немало людей, которые потеряли все, поставив не на ту карту, согласитесь? И есть свои Германы, которые хотят любой ценой прорваться — в политику, во власть, к большим деньгам. Может быть, у единиц это и получается. Но сколь многие ломают себе шею из-за своих непомерных амбиций?.. В чем ценность классики — это нестареющая остросоциальная история на все времена. Потому что дело не в карточной игре — сегодня она мало кому интересна. Да, до недавнего времени в стране действовали залы игровых автоматов, есть отдельные карточные игроки — но это уже не поветрие века.

- С социальной проблематикой понятно, а как же любовная линия?

- У Чайковского написана грандиозная линия любви — как же без нее? Хотя у Пушкина не было никакой любовной линии — Герман у него лишь использовал Лизу, чтобы узнать тайну трех заветных карт. От этого, кстати, отталкивался в своей постановке Мейерхольд, он стремился к «пушкинизации». И очень сильно критиковал директора императорских театров Всеволожского, который мог диктовать композитору, что бы он хотел видеть в этой опере, и автора либретто Модеста Чайковского.

- У вас его либретто не вызывает критического отношения?

- Модест Чайковский был человек высокообразованный. И как бы его ни критиковали, опера насквозь пронизана пушкинским веянием — считаю, он сумел это уловить и передать. Вся сила и мощь «Пиковой дамы» — в чувствах, в эмоциях. Столь мощного драматизма я не слышал, наверное, ни в одной другой опере.

- А постановки «Пиковой дамы», где действие происходило бы в XIX веке, уже появлялись на оперной сцене?

- Тот же Мейрхольд это сделал — причем чуть ли не первым. И его постановка в то время воспринималась как скандальная. Наверняка были и другие спектакли, поскольку такой ход логичен, напрашивается сам собой. Нет, что касается времени действия, в этом как раз есть определенность. Но в целом в опере немало загадок — и сюжетных, и по отношению к персонажам.

- Насколько, на ваш взгляд, загадочный персонаж старуха графиня?

- Весьма загадочный. Вспомните, когда к ней явился призрак, ей было всего 25 лет. И он ей сказал: «Третий, кто, страстно любя, придет, чтобы силой узнать от тебя» (имеются в виду три карты). И вот она ждет — 10, 20, 30 лет, 50, — а он все не приходит и не приходит, хотя годы-то идут! Уже в этом есть какая-то тайна. Поэтому, несмотря на пожилой возраст, не хотелось бы делать графиню старой развалиной, у нас она молодящаяся женщина. Хотя никаких любовных отношений между Германом и графиней в спектакле не будет.

- Считаете, что такое решение было бы уже перебором?

- Вы знаете, в Европе были подобные версии. Но суть, полагаю, все же в другом. Вообще большой вопрос: являлся ей призрак или нет, может быть, это всего лишь выдумка, пересказанная Томским? Ведь у Пушкина графиня что-то отвечает Герману, когда тот к ней приходит. У Чайковского она ему ничего не отвечает, молчит. И в ее молчании тоже что-то есть, определенная напряженность. Что ж, попытаемся разгадать эти загадки.

- Каким будет сценографическое решение спектакля?

- Я бы не хотел пока называть имя художника, равно как и раскрывать все секреты оформления. Отмечу лишь, что оно будет в стиле заданной эпохи, но с современными придумками. Например, в спектакле предполагается серия раздвижных мостов, как в Петербурге. Один из них даже будет проходить в зрительный зал (для чего мы специально снимаем борт оркестровой ямы). В оформлении используем зеркала. И подобных нюансов и штрихов, из которых складывается спектакль, будет масса. И множество неожиданностей.

- Любите вы делать сюрпризы, Сергей Рудольфович! А что касается исполнителей — с вокалистами проблем нет?

- Знаете, почему в театре долго не могли поставить «Пиковую даму»? В труппе не было Германа. А без ключевого персонажа не было смысла браться за эту оперу. Недавно в наш театр вернулся Михаил Вишняк, экс-солист Мариинского театра, — он пел Германа во многих редакциях, работал с выдающимися дирижерами. Петь эту партию у нас также будут московские солисты Михаил Урусов и Константин Толстобров, оба они хорошо знакомы красноярской публике. Очень важный персонаж — Томский, в нашем спектакле его будет исполнять Владимир Ефимов. Лизы у нас две — Светлана Левчук и Екатерина Кочетова. Как видите, нужный состав набирается.

- Однако незадолго до окончания сезона в театре прошла аттестация вокалистов, и, насколько мне известно, ее результаты далеко не безоблачные…

- Аттестация назвала все проблемы своими именами, показала все как есть. Не хочу называть ничьих имен, но в итоге кого-то понизили в разряде, кого-то повысили. Несколько человек ушли на пенсию, но время от времени они будут выходить в некоторых спектаклях. А с кем-то вообще пришлось распрощаться, потому что выпускать их на сцену — отпугивать публику от театра, эти люди давно уже были не в форме. И все же мы не стали поступать так жестко, как рекомендовала аттестационная комиссия. Коллектив весьма серьезно готовился к этому испытанию, и практически все согласились с итоговым решением. А что касается дальнейшего развития труппы — нужны новые постановки. В нашем театре они всегда были и будут.

Елена КОНОВАЛОВА
«Вечерний Красноярск», 24.08.2009 г.