Цветовая схема:
Накануне открытия IV Международного форума «Балет XXI век» генеральный директор Международной федерации балетных конкурсов Сергей Усанов поделился своими впечатлениями о конкурсе балета «Гран-при Сибири», который пройдет в рамках форума, – об уровне смотра, его месте среди других международных конкурсов и составе участников.
– Сергей Александрович, сколько в этом году было желающих показать свое хореографическое мастерство в Красноярске, какие страны представлены?
– Мы получили 55 заявок. После первого тура, который проходил по видеозаписям, жюри отобрало 37 конкурсантов. Участники – из России, Украины, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Японии, Германии, Италии. Россию представляют хореографические школы Москвы, Красноярска, Перми, Якутии, Новосибирска. В финал мы должны отобрать 21 человека.
– 55 – это много или мало?
– На мой взгляд, цифра очень хорошая, она говорит о внимании к красноярскому конкурсу. И география достойная. Особенно если учесть, что в 2016 году это будет уже четырнадцатый международный балетный конкурс в мире – четырнадцатый! Запредельная ситуация, ее быть не должно. Хореографические школы просто физически не в состоянии обеспечить такое количество балетных смотров, не каждый студент способен пройти через это испытание. Поэтому все конкурсы в этом году не досчитались участников. Но в Красноярске по положению их должно быть не больше сорока, так что 37 – количество убедительное. Искусственно завышать, считаю, не стоит – пусть конкурируют сильнейшие. Судя по первому туру, уровень подготовки у людей сильный, конкурс должен показать хороший класс.
– Вы упомянули 14 конкурсов. Как при такой огромной конкуренции выглядит «Гран-при Сибири»?
– Уточню, что 14 только в этом году, на самом деле их гораздо больше. Но большинство конкурсов производит удручающее впечатление. В Италии, например, их несколько, но все они невысокого уровня – скорее развлекательного, чем профессионального. Стал развиваться только конкурс в Сполето. В Европе сейчас вообще очень сложно с балетом. Там заметный крен в модерн, в какие-то новые хореографические направления, а с классикой просто беда. Люди начинают учиться классическому танцу, а потом переключаются на современный. Хотя это совершенно разные вещи – другая группа мышц работает, используются иные приемы. Те, кто стал активно заниматься современной хореографией, классику танцевать уже не могут. Поэтому в основном балет теперь процветает в Японии, Южной Корее и в странах постсоветского пространства. Еще в США, потому что там преподают наши педагоги. По тем же причинам – на Кубе и в Бразилии.
Много балетных конкурсов в Японии, но все они коммерческие, за участие в каждом туре нужно платить – и, разумеется, никаких денежных призов. К тому же, дети там танцуют всего по одной вариации. Они год ее учат, чтобы потом проехать с ней несколько конкурсов. Для сравнения: в Красноярске – пять вариаций и современный номер. На конкурсах в Сочи и Москве – по шесть вариаций. Так что, отвечая на ваш вопрос: несмотря на свою недолгую историю, «Гран-при Сибири» набрал обороты и уже успел себя очень высоко зарекомендовать, он в первом ряду балетных конкурсов мира. Программа серьезная, жюри представительное, условия хорошие – есть все нужные компоненты. Местные власти, опять же, его поддерживают, на конкурсе есть специальные призы губернатора и мэра Красноярска – это тоже очень важно. На мой взгляд, стоит лишь уделить больше внимания его продвижению – конкурсу просто необходим отдельный сайт. Мало кто из потенциальных участников будет искать информацию на сайте театра – доступ к ней нужно упрощать.
– А какой конкурс считается в балетном мире самым главным?
– Еще с советских времен эту планку уверенно держит Международный конкурс артистов балета и хореографов в Москве. В Советском Союзе было два больших международных смотра – музыкальный конкурс им. Чайковского и конкурс артистов балета (позже, уже в российские времена, к ним добавили хореографов). Первый балетный конкурс в мире прошел в 1964 году в Варне. На нем побывала тогдашний наш министр культуры Екатерина Фурцева, рассудила, что СССР просто необходим свой международный смотр. Основан он был в 1969 году и вскоре, естественно, перерос варнинский. Через него прошли все наши звезды балета. Молодой Михаил Барышников получил на нем третью премию. А какое там было представительное жюри! В первый год председательствовала Галина Сергеевна Уланова. А со второго конкурса и по сей день его возглавляет Юрий Николаевич Григорович.
Сила Московского балетного конкурса была в том, что ему предшествовала очень серьезная подготовка. Как Олимпиада, проводился он раз в четыре года (то же самое было на конкурсе им. Чайковского). Накануне, за год до международного, проходил всесоюзный смотр. Только его лауреаты и победители других международных конкурсов могли быть допущены до отборочного просмотра. И уже среди них выбирали несколько человек, которые танцевали на Московском международном конкурсе. Их за полгода отправляли в Дом отдыха Большого театра в Серебряный бор, освобождали от работы в театре, предоставляли им замечательных педагогов – Галину Уланову, Марину Семенову, которые специально готовили их к конкурсу.
За границей наши артисты тоже уверенно держали первенство многие годы. Я был начальником Управления международных и всесоюзных конкурсов в СССР. Для того чтобы поехать за рубеж, на всесоюзном конкурсе из 50-60 человек отбирали двух-трех, которых потом специально готовили к поездке, оплачивало все государство. Мы участвовали в 23-24 конкурсах мира. И привозили с них 22-23 золотые медали – фактически 100-процентный результат. С такой подготовкой это было не удивительно. Считалось: если есть советские участники – значит, конкурс высокого уровня.
– Но прежде и конкурсов было гораздо меньше, не так ли?
– Да, в балете всего три – в Москве, в Варне и в Париже, позже к ним добавился конкурс в американском городе Джексон, где сопредседателем был Григорович. Сейчас конкурсов изобилие, что, к сожалению, сказывается и на уровне исполнителей. Начинают выбирать, где программа полегче. Важно стать лауреатом, а где, при каких условиях – мало кто разбирается. Варнинский конкурс в профессиональном плане заметно деградировал. Сейчас наша Международная федерация балетных конкурсов пытается сделать рейтинг, чтобы самые значительные смотры выделить среди всех остальных. Надеюсь, нам все же удастся навести в этом порядок.
– У вас нет ощущения, что танец все больше становится похож на акробатику, у артистов балета сильнее упор на технику, а не на художественность?
– Да, техническое оснащение у исполнителей стало заметно выше, чего не скажешь, к сожалению, об образной части танца. Упор на физические возможности начинается уже с отбора в хореографические школы – смотрят, прежде всего, на пропорции тела, длину ноги. А надо все-таки обращать не меньше внимания на выразительность – проявляет ли себя ребенок как-то в танце или это просто заученные движения. Иначе не будет никакого удовольствия от балета, при самой отточенной технике.
– В завершение беседы наивный вопрос: для чего все-таки нужны конкурсы?
– Это отличное педагогическое подспорье, к конкурсам люди готовятся. Личный вызов, мощный стимул, они начинают усиленно заниматься. Потом выход на сцену перед представительным жюри, в котором мэтры балета – большая ответственность, закаляет характер. Всем руководителям театров я порекомендовал бы заставлять артистов ездить на конкурсы. И не только солистов, но и артистов кордебалета нужно стимулировать – для них это возможность сделать какие-то сознательные усилия по поддержанию формы. Потому что те, кто не танцуют главные партии, постепенно деградируют. Хотя в Большом театре многие начинали с кордебалета, а потом вырастали до ведущих солистов, становились настоящими звездами. И об этом стоит помнить и никогда не останавливаться на достигнутом.
ДОСЬЕ:
Сергей Александрович УСАНОВ
Генеральный директор Международной федерации балетных конкурсов. Вице-президент Международного союза деятелей хореографии. Член жюри многих международных и национальных музыкальных и балетных конкурсов в СССР, в России и за рубежом. Ответственный секретарь Международного конкурса «Гран-при Сибири» в Красноярске.
Заслуженный деятель искусств России, лауреат премии журнала «Балет» в номинации «Рыцарь танца» (2015).
Окончил с отличием Московскую консерваторию им. П.И. Чайковского и исполнительскую аспирантуру.
В 1971-76 годы преподавал в Национальном институте музыки Алжира. По возвращении в Москву занимался подготовкой культурной программы XXII Олимпийских игр 1980 года. В 1981-87 годы возглавлял Управление всесоюзных и международных конкурсов Государственного концерта СССР. Руководил Международным союзом музыкальных деятелей. Создал Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ) и был его первым президентом.
В 1998-2002 годы – директор Центральной средней специальной музыкальной школы.
Елена КОНОВАЛОВА
Газета «Опера&Балет» №3, ноябрь 2016 г.