Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

31.05.2002

Жанета Тараян: "Я не мыслю себя без оперы"

- В оперном искусстве навык приходит с годами, - говорит заслуженная артистка России Жанета Тараян. - Сколько живем - столько учимся. Как бы много ты ни знал об искусстве вокала, все равно каждый раз открываешь для себя что-то новое. А без работы над собой можешь потерять даже то, что когда-то имел. Поэтому все время нужно выходить на сцену и петь в спектаклях.

Жанета ТараянУ Жанеты Георгиевны недавно состоялся бенефис, от которого она до сих пор "отходит" - давно не было такой нагрузки. Сегодня прима не так много поет - другие времена, иная эстетика оперного спектакля... В Красноярском театре оперы и балета она работает со дня его открытия, с 1978 года. И когда-то блистала почти во всех главных ролях меццо-сопранового репертуара. Без сомнения, почитатели оперы помнят ее Амнерис в "Аиде", Азучену в "Трубадуре", Любашу в "Царской невесте" и, конечно же, роковую Кармен.

"Легкая" доля артиста

Сегодня Жанета Георгиевна не мыслит себя вне театра. Хотя когда-то не знала и не любила оперы, а уж тем более не представляла себя в роли оперной примы. Жанета Тараян закончила педучилище, несколько лет проработала в детском саду... Но природа взяла свое. "Сколько себя помню, - вспоминает певица, - все время и везде пела, в моем репертуаре были и пионерские песни, и шлягеры шестидесятых. Но заниматься музыкой серьезно не хотела".

Родилась она в Баку, и надо сказать, что народ Закавказья славится не только гостеприимством, но и особой музыкальностью. От природы мама Жанны имела красивый голос, но пела только в кругу родных и близких. Папа подбирал какие-то мелодии на фортепиано, аккордеоне... Мама Эльза Аркадьевна была по профессии фельдшер (правда, работать так и не пришлось: муж настоял, чтобы она вела хозяйство и воспитывала детей), но всегда мечтала, чтобы дочь закончила музыкальную школу. Но та, проучившись какое-то время, бросила занятия. Мама умерла рано, когда Жанне было семнадцать лет. На плечи девушки легли все заботы: о доме, отце и младшем брате.

Отец не был так лояльно настроен к увлечению дочери музыкой. У него была довольно прагматическая профессия - он работал в одном из бакинских ресторанов завскладом.

Вообще, если честно, на Кавказе актерская профессия считалась не очень приличной, к служителям Мельпомены относились как к людям второго сорта. Георгий Тараян был очень недоволен, узнав, что Жанна собирается поступать в консерваторию. "Певичкой будешь?" - резко бросил он дочери. Уговоры знакомых, которые твердили о том, что у Жанны большой голос, что ей нужно профессионально заниматься вокалом и что у нее блестящее будущее в музыке, мало помогали. Георгий Тараян долго был против новой, "легкой" профессии дочери.

Сердце строгого отца смягчилось только тогда, когда брат Жанеты, который, кстати, прекрасно играл на гитаре и пел, взял старшую сестру в свой оркестр, который работал на базе Бакинского Дома офицеров. На сцену с братом отец разрешил выйти. Тогда было модно петь в микрофон, но Жанне это нехитрое искусство никак не давалось: голос у нее был такой сильный, что микрофон безумно фонил. Приходилось отходить от него на метр.

"Не национальный кадр" едет в Сибирь

В 1969 году в Баку прошел музыкальный фестиваль, на котором Жанна завоевала первое место. Это была одна из первых побед будущей примы Красноярского оперного театра. Атрибут этого признания, диплом, сколь ни был дорог сердцу Жанеты Георгиевны, пропал. Когда она уезжала в Красноярск, кое-что из своих вещей оставила в доме брата в Азербайджане. Но его семье пришлось бежать во время небезызвестных бакинских событий. Спасаясь, пришлось бросить все. Вместе с квартирой. Сейчас у Жанеты Тараян в Баку остались только могилы предков. Родственники, друзья, знакомые, большинство из которых по национальности были армяне, покинули Баку.

Жанета Георгиевна - человек постоянный и, живя в Баку, никогда не представляла, что ей придется покинуть этот прекрасный южный город. Только сегодня, спустя не один десяток лет, она признается, что одна из причин, заставивших уехать в Красноярск, - то, что в городе, где она родилась и выросла, Тараян была "не национальным кадром". Так, ее, армянку, несмотря на то, что ее с первого курса консерватории взяли на работу в Азербайджанский академический театр оперы и балета, четыре года держали в стажерах, хотя в то время она исполняла почти все партии второго плана.

Трижды ей пришлось побыватъ на конкурсе вокалистов имени Глинки. Причем первый раз она поехала, еще учась на втором курсе. Третья поездка на конкурс была судьбоносной, там ее заметили и пригласили в только что появившийся на свет Красноярский оперный театр. Здесь, в Сибири, Жанета Георгиевна получила не только главные роли, но и трехкомнатную квартиру в центре города. Для нее, тридцатилетней женщины, и то, и другое было немаловажно.

Мощь тела, духа и голоса

Несмотря на то, что Жанета Георгиевна никогда не была миниатюрна, ей доставались роли весьма романтичных и, по авторскому замыслу, хрупких героинь. В первые годы работы на сцене Красноярского оперного театра талантливой певице из Баку удалось спеть Ларину в "Онегине", Любашу в "Царской невесте"... Проницательные дирижеры и режиссеры видели в ее голосе и тонкую, и страстную душу.

- Некоторых режиссеров останавливает моя крупная фигура, но они забывают, что сцена "съедает" многое и подчас мелкие фигуры просто не видны в оперных постановках. Были случаи, когда делали ставки на миниатюрных актрис, и спектакль был проигран. Но были и те постановщики, кто считал, что главное в оперном спектакле не осиная талия, а голос. Так, благодаря "чуткому уху" дирижера Георгия Муратова, я получила роль Кармен, хотя я ему сразу сказала: "Увы, я не идеальная Кармен. Если вы будете меня заставлять худеть, этого не произойдет, имейте в виду". Но он верил в меня и мой голос.

Жанета Георгиевна склоняется к мнению, что во многом именно фактура певца определяет голос. Возможно, именно конституция определила меццо-сопрано Тараян. Почему Кабалье, Паворотти обладают такими крупными фигурами?.. Не потому, что они много кушают - у каждого своя физиология, природа. И благодаря ей у них такие мощные голоса. Дмитрий Хворостовский уезжал из Красноярска худеньким и стройным мальчиком, приехал же в родной город уже солидным и представительным. Жанета Георгиевна спросила у него: "Димка, ты что так растолстел?" Он в ответ: "Мощь наращиваю, чтобы голос звучал мощнее".

Жанета ТараянТо, что именно голос в оперном искусстве играет главную роль, а возраст и внешность можно мастерски подкорректироватъ при помощи правильного грима и костюма, Жанета Тараян убедилась, еще когда только собиралась стать артисткой.

Как-то она пришла в Бакинский театр, чтобы впервые увидеть и услышать в спектакле "Трубадур" своего педагога - заслуженную артистку Азербайджанской ССР Пиаму Василевскую. Спектакль в разгаре, а Тараян все ждет не дождется, когда выйдет на сцену Василевская, а ее все нет. Тогда, устав ждать, Жанета Георгиевна решила спросить у своего спутника, когда же выйдет, наконец, ее педагог. Тот просто огорошил ее: Пиама Василевская в роли Леоноры спела уже несколько партий... Как оказалось, Жанета Георгиевна не узнала певицу в гриме и костюме. И отказывалась верить в то, что Василевская и Леонора - один и тот же человек, до тех пор, пока не увидела ее в концертном облачении после спектакля в гримерке. Впоследствии Пиама Александровна научила так же искусно гримироваться и свою ученицу. "Главное на сцене, Жанна, - говорила бакинская прима, - это глаза. Если глаз будет "открытый", то тебя увидят все зрители, включая последний ряд".

Жанета Георгиевна была хорошей ученицей: ее "блестящему, огромному глазу" завидуют многие молодые певицы театра. Но нельзя не сказать, что секрет светящихся глаз Тараян не только в гриме, а, в первую очередь, в том, что своим ролям она отдает всю душу и сердце.

Марина ЯБЛОНСКАЯ
"Городские новости" №58, 31 мая 2002 г.