Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

15.04.2002

"Кармен" китайцы ждали 10 лет...

Балетная труппа Красноярского театра оперы и балета два года назад показывала тайваньцам "Царь-рыбу". Успех тех гастролей предопределил нынешнюю поездку, из которой наши артисты вернулись совсем недавно и сразу же представили красноярцам свою новую работу – "Кармен". Первая премьера балета состоялась на Тайване, и сдержанным китайцам, как призналась директор театра Вера Ситникова, понравилась: она их зажгла. Иначе и не могло быть, потому что спектакль получился замечательным! В день красноярской премьеры – 7 апреля – зрители завалили артистов овациями и цветами. Спектакль заставлял сопереживать, смеяться и плакать. Музыка Бизе и мастерство вокалистов, исполнивших арии на французском, также проникали в сердце. Монтаж лучших произведений композитора в виртуозном звучании "живой" записи от 1936 года родил новое произведение, а вместе с ним и новый, невиданный доселе балет. О премьерном спектакле и тайваньских гастролях с читателями "СГ" делятся директор театра Вера Ситникова, режиссер-постановщик "Кармен" Сергей Бобров и солистка балета Наталья Хакимова.

- Вера Степановна, что больше всего поразило артистов на Тайване?

- Наших артистов поразили сценические площадки тайваньских городов: большие, широкие, на 3000 посадочных мест, оснащенные по первому слову техники. Принимающая сторона позаботилась о сопровождении наших артистов: по Тайваню они перемещались в двухэтажном автобусе с шестью телевизорами, кондиционерами, впереди следовала бригада установщиков декораций. Останавливались в хороших гостиницах. В каждом городе в основном проходил один спектакль... На Востоке принято тепло принимать, брать автографы, поэтому в каждом городе наблюдались толпы поклонников и поклонниц. Там очень много балетных школ, хотя они так только называются – классический балет не практикуется. Там, по-моему, нет даже балетной труппы. Поэтому наше зрелище для них было действительно откровением. Подходили даже с просьбами о том, чтобы наши артисты дали мастер-классы. Мы сыграли 25 спектаклей, из которых 15 "Кармен". Договорные обязательства принимающая сторона выполнила, гастроли удались.

- Вера Степановна, в связи с прошедшим недавно Днем театра многие заговорили о призрачности будущего красноярских театров, которые должны сами себя кормить. Вам-то каким видится завтрашний день вашего театра?

- Будущее зависит от денег. Меня вчера вообще напугали, сказав, что театры будут на 80 процентов жить за свой собственный счет. И если мы хотим сохранить национальные традиции, национальную культуру, театр как вид искусства, то бросать театры на самовыживание никак нельзя. В Москве, к примеру, билеты на балетные спектакли стоят от 2000-3000 рублей. Самый дешевый билет в Венскую оперу стоит 15 долларов. Разве кто-то в Красноярске может себе позволить купить такие билеты? Конечно же, наши билеты имеют большую стоимость, нежели та, по которой мы их продаем. Государство должно гарантировать гражданам доступность театрального билета, если мы хотим, повторюсь, жить в культурных традициях. Государство не нас дотирует, оно дотирует билет... Если ситуация действительно поставит нас перед выбором, придется сокращаться, совмещать какие-то должности. Видимо, придется идти к частной антрепризе, где все очень рационально. Для музыкального театра это будет очень сложно. Драма так сможет выжить, а музыкальный театр – нет. Ведь музыкальный театр всегда был императорским – государственным. Музыкальный театр не может быть дешевым, когда на сцене 100 человек, когда в оркестровой яме – 80 человек, когда сцену обслуживают еще 50 человек... При вынужденном сокращении театр должен будет видоизмениться (я надеюсь, что при моей жизни этого не произойдет), но это будет уже не музыкальный театр.

- Вернемся к гастролям. Почему "Кармен" решили представить сначала за границей?

- 10 лет назад на Тайване с большим успехом прошли гастроли Майи Михайловны Плисецкой с "Кармен-сюитой" Щедрина. И тайваньский импресарио заказал "Кармен", хотя мы, в общем-то, хотели везти туда другой спектакль вместе с "Лебединым озером" (классика, всем знакомая и известная и всегда замечательно принимаемая) и "Дочерью Эдипа" (где от барабанного действа китайцы просто сходили с ума). Но мы привезли совершенно другой спектакль, которого еще не было на свете, - с вокалом, с музыкой только Бизе, а не интерпретации Щедрина, как в "Кармен-сюите". Спектакль получился, и, мне думается, он будет одним из шлягеров.

- Землетрясение вас не застало?

- О, это особая история. Мы как-то ездили на Филиппины, и после того как уехали оттуда – тайфун и пол-острова затопило. Два года назад на Тайване после нашего отъезда также началось землетрясение, разрушившее пол-острова. Сейчас приехали и даже не увидели следов его. И в день, когда улетели оттуда в этом году, - землетрясение! Один коллега из театра кукол смеется: "Что вы там делаете: как съездите на Тайвань, Тайвань бедный трясет?"

- Следующие гастроли когда, куда?

- Вариантов много. Есть долги. Мы в прошлом году через неделю после 11 сентября должны были лететь на гастроли в Бейрут. Но мы не знали, какой будет реакция всего мира на действия террористов и вообще на Восток, и поэтому отказали. Есть предложения из Центрального Китая, Европы. Но надо и дома работать.

- Раньше в пост театры закрывались, а нынче премьеры дают...

- У нас в России постов много, и если всем следовать, тогда вообще придется закрыться. Раньше в это время было другое. Артист, договариваясь с театром, имел право на бенефис, и самый выгодный бенефис выпадал на Пасху – народ тогда щедрый. И потом сама Пасха что, если не зрелище?.. Время меняется, и нам нельзя останавливаться, надо быть современнее. А мне наших православных священников в их тяжелых праздничных убранствах, честно говоря, даже жаль, и непонятный церковнославянский, наверно, не приближает паству к церкви. Церковь должна меняться и менять свои взгляды на современные вещи...

***

С Натальей Хакимовой, примой Красноярского театра оперы и балета, я встретилась в перерыве между репетициями. На Тайване она танцевала "Кармен" (14 раз из 15 спектаклей) и "Лебединое озеро". До этого ей приходилось бывать в качестве приглашенной солистки в Испании, Америке, Венгрии, на Кипре, Филиппинах, в некоторых городах России. Но родная сцена ей ближе.

- Наташа, нынешние гастроли чем-то отличаются от прежних?

- Была отработана премьера, что помогло отшлифовать ее. Сейчас вот немножко страх берет: как примет наш зритель? Перед китайцами так страшно не было.

- Вас ведь считают классической балериной, и образ Кармен вроде как не вписывается в ваш репертуар.

- До этого я танцевала только классику, поэтому образ Кармен для меня совершенно новый, хотя до этого была "Дочь Эдипа", где у меня эпизодическая роль, был еще модерновый маленький номер... Я просмотрела разные записи балета "Кармен-сюита", надеясь там что-то взять для себя. Бесполезно! Это совершенно разные вещи: "Кармен-сюита" и то, что поставил у нас Сергей Бобров. У нашей Кармен совершенно другой характер, другая пластика, нежели в "Кармен-сюите", - это просто несравнимо, как черное и белое, поэтому сказать, что лучше, что хуже, невозможно.

- Кармен для вас кто как героиня? Подозреваю в вашей смуглой коже и темных очах присутствие цыганской крови...

- У меня есть цыганские корни, и, наверно, поэтому мне Кармен чем-то близка. В каких-то моментах поведения своей героини я узнаю себя: я, наверно, так же поступила бы.

- Вокал не мешает?

- Это даже интересно, и красивое пение сделало спектакль намного колоритнее, эмоциональнее.

- Что-то особенное во время гастролей можете отметить?

- Да, девочки из балетных студий. Они постоянно смотрели с такими восхищенными глазами, просили дать мастер-классы, что-то оставить для них. Я даже подарила свои балетные тапочки и увидела в глазах такой восторг, какого никогда раньше не видела. Было такое чувство, что эта девочка и балетных туфель-то никогда в своей жизни в руках не держала.

- Чем режиссура Боброва отличается от других?

- Полубенцев приезжает ставить классику, это просто, понятно. А у Боброва надо все, буквально какое-то одно мизерное движение, показать, причем показать в силу, раз десять. Вот он это все показывает терпеливо. Я скопирую, потому что записать движение просто невозможно. Модерну в балетной школе не учат, и приходится запоминать буквально с его ног, с его тела. И когда вписываешься в заданный образ, в заданную линию, испытываешь радость. Бобров-режиссер относится к артисту так, как артист относится к делу: если он видит, что человек заинтересован в работе, тогда стремится поддержать, подсказать.

Сергей Бобров в оценке минувших гастролей был лаконичен: хорошие гастроли, удачные, в первую очередь, для балета, потому что 15 прогонов на зрителях редко возможны перед премьерой.

- Как китайцы принимали премьеру?

- Очень хорошо. Восточные люди вообще скупы на эмоции, аплодисменты, а "Кармен" везде принимали эмоционально, она всколыхнула их чувства – премьера им понравилась.

- Выбор музыки к "Кармен" случаен, ведь можно было ограничиться оркестровой обработкой, а вы включили целых четыре произведения Бизе: "Кармен", "Арлезианку", "Пертскую красавицу", "Искателей жемчуга"?

- Мы пошли по принципу отбора самой эффектной известной музыки Бизе. Поскольку Щедрин написал "Кармен-сюиту" – инструментальную аранжировку оперы "Кармен", а нам хотелось поставить двухактный балет, мы решили использовать музыку из других произведений, но в основном это вокальные вещи (конечно, вокал из "Кармен" основной). Использовалась и сюита, которую написал сам Бизе (им, кстати, на базе "Кармен" написаны две оркестровые сюиты). Получилось новое музыкальное произведение, новый монтаж. Я не думаю, что мы своим выбором пошли в разрез с его оперой.

- Волнение по поводу премьерного показа спектакля в Красноярске есть?

- Волнение? Тот вариант, до которого мы довели спектакль в ходе гастролей (сейчас даже что-то подделывал, поправлял), позволяет быть спокойным.

- Восторг испытываете?

- Да как-то уже о новых детищах думаешь. Восторг прошел.

- На премьере мы вновь увидим заслуженного артиста Башкортостана Аркадия Зинова, знакомого нам по "Щелкунчику".

- Хороший гастролирующий танцор, актер, творческий человек, очень талантливый. Другие смотрят на него и подтягиваются. Внутренняя инициатива солиста заводит других артистов в труппе. Приглашенные артисты такого уровня – это очень хорошо.

- Сегодня на культуру, как и на многое другое в нашем государстве, мало обращают внимания – это видно по финансированию учреждений культуры, вынужденных в основном рассчитывать на местные бюджеты. В итоге появились разговоры о том, что финансирование театров вообще сведут до минимума – выкручивайтесь, выживайте сами. Как вы к такой позиции относитесь?

- Это в корне неправильно. Дело в том, что российские театры, и в частности Красноярский театр, одни из немногих в мире, которые имеют возможность поднимать планку спектакля до уровня мирового шедевра. Я не боюсь этого слова – именно шедевра. Потому что при тех (достаточно скромных) затратах на декорации, костюмы и выпуск спектакля нужно просто снять шляпу перед людьми, которые делают за свою небольшую зарплату то, что они делают. И я не думаю, что, если сократят финансирование, будет лучше, нет, будет только хуже. Во-первых, артисты начнут убегать. Во-вторых, у театра не будет возможности производить спектакли мирового класса. И если остановить финансирование, можно остановить процесс роста, прежде всего по уровню художественного оформления. В Европе нет такой возможности, там "трое трусов, двое колготок" надевают на сцене, и все. То есть присутствует уровень антреприз. У нас есть возможность ставить ЛЮБЫЕ спектакли, производить любые спецэффекты, на которые на Западе пришлось бы потратить сумасшедшие деньги. Например, "Щелкунчик" в Америке стоил бы миллион долларов, это точно. "Кармен" не имеет такого большого спецэффекта, это в основном на пластике решенный спектакль, но если его сделать на базе каких-то "колготок-комбинезонов", получился бы уже не российский спектакль. И сократив финансирование, государство просто лишит возможности творчески развиваться те театры, которые сегодня набирают обороты.

- На 25-й театральный сезон режиссер-постановщик Бобров какие-то планы с Красноярским театром оперы и балета, его труппой строит?

- Что-то строит, посмотрим, что будет дальше, сейчас пока рано об этом говорить.

Ольга ВОРОНЕЖСКАЯ
"Сегодняшняя газета" №55, 15 апреля 2002 г.