Цветовая схема:
В Красноярском театре оперы и балета простились... с "Евгением Онегиным". Последний спектакль в старой версии состоялся почти при полном зале.
"Куда, куда, куда вы удалились?"
Для начала надо признать, что ушедшей постановке изрядно досталось "при жизни" и от критиков, и от зрителей, и от артистов. Можно было и сегодня вспомнить разные грешки и промахи, но стоит ли?
Уверена, что те, кто так и не успел по каким-то причинам увидеть "Онегина" в варианте режиссёра А. Фёдорова, в большинстве своём получили бы от знакомства приятные впечатления. Ведь когда открываешь для себя действие в первый раз, даже при полной осведомлённости, знании текста, всегда присутствует ожидание и любопытство: а как история будет развиваться дальше, что они там ещё придумали?
Это уже потом, зная "привычки" и "слабости" нашего "Онегина", некоторые из них мы осуждали, предполагая, что это не совсем то, что надо было показать, и смутно представляя себе, а как надо и что мы вообще хотим...
Так или иначе, спектакль верно служил театру с февраля 2009 года, а теперь подлежит списанию. В подобных случаях присутствует определённая доля грусти и благодарность за приятные минуты. Ведь сколько заслуженных оваций услышал "Евгений Онегин" на красноярской сцене, сколько сделал открытий и для зрителей, и для исполнителей!
Вот и в прощальный вечер в зале собрались и те, кто слушал популярную оперу впервые, и заядлые театралы, успевшие повстречаться с "Онегиным" неоднократно. И тем не менее им вновь захотелось приблизиться к особому музыкально-поэтическому миру П. И. Чайковского и А. С. Пушкина – двух русских гениев.
Как известно, двух одинаковых спектаклей нет – как нельзя ступить в одну реку дважды. Даже если играют те же самые артисты, музыканты, что-то обязательно будет иначе. Ну а уж если и состав солистов изменился, то тем более история получится иной...
Какой, например, правдоподобный Онегин был у народного артиста России Владимира Ефимова! А как хороши были Ольга в исполнении Анастасии Лепешинской и Татьяна – Надежды Комаровой! Своеобразными и запоминающимися получились Ленский – у Евгения Балданова, Трике – у Бориса Сабирова.
Можно вспоминать и вспоминать! Причём образы героев в красноярской постановке успели примерить на себя и блеснуть не только многие наши солисты, но и приглашённые, в их числе – заслуженный артист России Михаил Губский, который прекрасно исполнил Ленского в рамках фестиваля "Парад звёзд в Оперном".
В этот раз партия тенора была поручена молодому солисту Сергею Осовину, и он справился с задачей весьма достойно. Проникновенная ария "Куда, куда, куда вы удалились?.." не могла не задеть за живое.
А каким сюрпризом для зрителей стало появление в третьем действии большого мастера – народного артиста России Анатолия Березина (ведь изначально в программке значилась другая фамилия)! Анатолий Алексеевич, можно сказать, играючи (интересно, в который раз?) исполнил знаменитую арию Гремина, показав, что не только "любви все возрасты покорны", но и вокалу!
Несмотря на то, что и роман в стихах, и опера названы именем главного героя (в прощальном спектакле в роли Онегина вышел заслуженный артист России Олег Алексеев), центральное место композитор заслуженно отводит Татьяне Лариной – своей любимой героине, к которой относится бережно, трепетно и с восхищением, и всё это отражается в музыке. И оттого, насколько достоверной оказывается Татьяна на оперной сцене, во многом зависит успех спектакля.
"Ужель та самая Татьяна..."
Чтобы добиться цели и создать в опере цельный образ, солистке недостаточно владеть виртуозным вокалом, нужно ещё раскрыть внутренний мир своей героини, её переживания, чувства, при этом соответствуя образу внешне.
Каким-то удивительным способом всё это сочетается в уже опытной и хорошо известной певице Светлане Рацлаф-Левчук, которой вновь было поручено прожить историю любимицы Пушкина и Чайковского (спектакль всколыхнул в моей душе не только волну воспоминаний, но и способствовал знакомству с солисткой, которой я давно восхищаюсь).
Природа до завидного щедра к Светлане: хрупкая, нежная, изящная, с красивыми движениями и задумчивым взглядом, она органично выглядит в любой роли, в любой опере - будь то сказочная Волхова в "Садко" Н. Римского-Корсакова или Аида в одноимённой опере Дж. Верди, Ярославна в "Князе Игоре" А. Бородина или Лиза в "Пиковой даме" П. Чайковского...
Список можно продолжать долго, так как в творческом багаже солистки, обладающей сильным полётным голосом с драматической окраской и владеющей надёжной вокальной техникой, накоплен весь ведущий репертуар сопрано. Вот и сейчас, как выяснилось, она занята в репетиционном процессе и готовится предстать перед публикой в новой постановке "Трубадура" Дж. Верди – в партии Леоноры.
– График очень плотный, – призналась Светлана, – но когда мне предложили выйти в партии Татьяны в прощальном спектакле, я не могла отказаться. Конечно же, без некоторой грусти, ностальгии в таких ситуациях не обходится. Героиня для меня много значит – это первая моя большая партия, которую я подготовила и спела ещё будучи студенткой Красноярского института искусств.
Тогда в театре была другая постановка, классическая: усадьба, дом... Татьяна, следуя сюжету, писала письмо Онегину в спальне. И героиня её была лирическая. Когда готовилась постановка Александра Фёдорова, пришлось перестраиваться, добавить страсти.
– Люблю Чайковского, и мне было приятно вновь вернуться к хорошо знакомой музыке, по которой я успела соскучиться, – продолжила Светлана Рацлаф-Левчук. – Очень хотелось передать зрителям свои эмоции, чувства, то, что я испытываю по отношению к своей героине...
По примерным подсчётам певицы, в образе Татьяны Лариной она выходила к зрителю более 30 раз, но это не слишком большая цифра... Так, около 10 лет назад, когда труппа театра гастролировала в Великобритании, Светлане пришлось спеть главную партию в 30 (!) спектаклях "Мадам Баттерфляй" и в 12 – "Богема" (обе оперы итальянского композитора Дж. Пуччини) в течение всего трёх месяцев.
Надо заметить, что Баттерфляй (Чио-Чио-Сан) – также принадлежит к числу любимых её партий, наверное, поэтому она так превосходно у неё получается.
– Вообще-то я очень взыскательно к себе отношусь, – сказала певица, в своей скромной манере реагируя на комплимент. – И каждое выступление строго анализирую. В этот раз, на другой же вечер после "Евгения Онегина", мне надо было петь Баттерфляй – я ведь сама согласилась, ради Татьяны, но, признаюсь, оказалось нелегко, голосу всё же необходимо отдыхать, хотя бы несколько дней. Однако спектакль прошёл на подъёме, моим партнёром был солист из Большого театра Роман Муравицкий. Работать с такими звёздами – всегда праздник! Мы и в "Пиковой даме" вместе поём через несколько дней, приходите, – приглашала Светлана.
"Слыхали ль вы?"
Действительно, хочется везде успеть: певцам – исполнить полюбившиеся и совсем новые, "неизведанные" ими партии, а нам, поклонникам, – всё посмотреть, полюбоваться.
Светлану Рацлаф-Левчук я слышала во всех операх по несколько раз, кроме "Медеи" Л. Керубини. А ведь за эту сложную партию (хотя простых и не бывает) актриса отмечена дипломом лауреата фестиваля "Театральная весна – 2016" в номинации "Лучшая женская роль в оперном спектакле".
У певицы уже немало достижений, но у неё богатый потенциал, и впереди, хочется верить, горы свежего, интересного материала, благодаря которому она сможет раскрыть свой талант более полно и разнопланово. Не так давно, например, у моей любимой тёзки сложился прекрасный дуэт с Сергеем Осовиным в "Кавказском пленнике" – браво!
А как поразил в этом спектакле Абубекер – наш замечательный Александр Михалёв! Жаль, что в партии Онегина мне так и не довелось его услышать. Но очень надеюсь, что удастся увидеть всех этих артистов в новой постановке оперы Чайковского, которую готовит главный режиссёр театра Неэме Кунингас. Хотя есть подозрение, что туда войдёт более молодой состав, и мужчинам в этом отношении значительно проще – они в более привилегированном положении.
Хотелось бы поделиться и кое-какими наблюдениями, сделанными в зале. Может, так совпало, а может, настолько активно поработали менеджеры, что среди зрителей в тот вечер оказалось непривычно много подростков, школьников.
С одной стороны, слушать музыку при большом скоплении оживлённой публики непросто, но с другой – радостно, ведь худо или бедно – по своей инициативе или в обязательном порядке (в составе класса) – молодёжь совершает культпоходы в театр, а значит, обязательно что-то выносит в душе. И надо очень аккуратно общаться с ребятами, не отпугивать их своими нравоучениями и грубыми окриками.
– Замолчите сейчас же, не то выгоню вас отсюда! – угрожал какой-то мужчина юным соседям по ряду.
Но в том-то и дело, что слышно было по большей части именно его громкие выпады, а дети шушукались, не переходя границы дозволенного.
Мудро вела себя одна из учительниц. Она ничего не выговаривала своим воспитанникам во время антракта, а, сидя на диванчике, пыталась угостить сладостями и доброжелательно напутствовала мальчишек:
– Вы слушайте, слушайте. Вам легче будет потом писать.
Оказалось, что это преподаватель музыки из красноярской школы N 1.
– Конечно, я не впервые на этом спектакле, – сказала она, когда я поинтересовалась её мнением. – Но мне очень нравится. Это же Чайковский!
На фоне обожания классики шокирующе прозвучала фраза, услышанная случайно во время второго антракта:
– Он её отшил, а она потом женилась на каком-то мужике...
Вы думаете, это анекдот? Не обольщайтесь. Именно так, дословно, один подросток объяснял одноклассникам краткое содержание оперы, когда они, запыхавшись, промчались мимо.
Сначала стало не по себе от такой корявой формулировки, но потом, вы знаете, я улыбнулась. Почему-то мне кажется, что мальчишки увлеклись сюжетом, ведь им стало любопытно – а что же дальше! "Кого ж любить? Кому же верить?" Есть надежда, что они придут в театр ещё – в том числе и на "нового Онегина".
И кто знает, может быть, подросток-рассказчик "не отошьёт" свою любовь, когда придёт время, а сердцем её почувствует и узнает.
Светлана ШИДЛОВСКАЯ
"Красноярский рабочий", 01.11.2017 г.