Цветовая схема:
Легенды не рождаются из ничего: в их основе – всегда деяния личности и след, который личность оставляет в истории. В истории мировой оперы XX века след, оставленный Еленой Образцовой, огромен, значителен, практически необъятен, ведь имя этой великой русской певицы вместило в себя целую вселенную музыки. И это имя благодаря бесценным артефактам музыкальных архивов – записям концертов и спектаклей, кадрам кинохроники, мемуарам, фотографиям и афишам, хранящимся в музеях театров во всем мире, – конечно же, останется в веках. Но Елена Образцова оставила после себя и нечто большее, заставляющее говорить о том, что ее имя продолжает жить в наших сердцах благодаря делам и начинаниям, которые приумножать славу духовного богатства России не перестают и сегодня: певицы уже нет с нами, но, кажется, что она – среди нас.
С 1999 года в городе на Неве международные вокальные конкурсы ее имени под эгидой Культурного центра Елены Образцовой (Санкт-Петербург) и Благотворительного Фонда поддержки музыкального искусства «Фонд Елены Образцовой» (Москва) проводятся с периодичностью раз в два года. Постоянную поддержку им оказывает Министерство культуры Российской Федерации и Комитет по культуре Санкт-Петербурга, и эти конкурсы давно уже стали теми важными и востребованными маркерами академического оперного искусства, без которых музыкально-культурная жизнь Северной Пальмиры сегодня просто уже немыслима. Конечно, никто и подумать не мог, что юбилейный X Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой состоится уже без его основательницы, но певица успела сформировать жюри, в состав которого по ее личному приглашению вошли выдающиеся певцы и музыканты, а также брендовые фигуры мирового музыкального театра.
Именно по этой причине у жюри X Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой на этот раз не было председателя. И сей факт, безусловно, тождественен тому, что председателем жюри, наверное, надо всё же считать саму Елену Образцову, которая, конечно же, взирая с Небес на нынешние конкурсные баталии, благословляла и жюри, и участников со свойственной ей душевной широтой и открытостью: неудивительно, что и на сей раз, как в былые годы, в центре президиума жюри стояла табличка с надписью «Елена Образцова». Само же жюри и на этом конкурсе подобралось чрезвычайно именитое и представительное, а из певиц, имена которых для мирового оперного искусства XX века стали поистине знаковыми, хрестоматийными, в него вошли представительницы трех национальных вокальных школ – Фьоренца Коссотто (меццо-сопрано, Италия), Ева Мартон (сопрано, Венгрия) и Маквала Касрашвили (сопрано, Россия).
Мужской певческий цех в жюри представили Анатолий Гусев (Италия), выходец из России, в прошлом лирико-колоратурный тенор, ныне основатель и руководитель частной Школы оперного пения в Милане; Сон Бин Ким (Южная Корея), лирический тенор, продюсер, художественный руководитель Оперного театра и исполнительный директор Международного оперного фестиваля в Тэгу; Робер Экспер (контратенор, Франция). Кроме этого, в состав жюри вошли Ричард Бонинг (Австралия), всемирно известный дирижер; Мигель Лерин (Испания), оперный менеджер, промоутер Международного конкурса вокалистов имени Франсиско Виньяса в Барселоне; Ричард Родзинский (США), музыковед, продюсер, организатор и промоутер оперно-театральной и конкурсной деятельности; Иоан Холендер (Австрия), выпускник вокального отделения Венской консерватории, основатель собственного Концертного агентства, генеральный секретарь (1988–1992), а затем (1992–2010) интендант Венской государственной и народной опер; Лариса Гергиева (Россия), концертмейстер, художественный руководитель Академии молодых оперных певцов Мариинского театра.
Конкурс, которому свои двери радушно распахнул Большой зал Санкт-Петербургской филармонии, в весьма динамичном нон-стоп режиме прошел с 18-го по 25 августа. В первый день состоялись торжественное открытие и гала-концерт лауреатов конкурсов прошлых лет. В нем выступили Ильдар Абдразаков (Гран-при I конкурса), Юлия Лежнева (Гран-при VI конкурса), Алексей Марков (I премия IV конкурса), Ольга Пудова (I премия V конкурса), Елена Гусева (I премия VII конкурса), Анна Викторова (II премия V конкурса), Юрий Власов (II премия IX конкурса), а также Юлия Меннибаева (II премия Международного конкурса меццо-сопрано Елены Образцовой памяти Федоры Барбьери), Алексей Татаринцев и Хачатур Бадалян (две I премии Международного конкурса теноров Елены Образцовой памяти Лучано Паваротти). В качестве специального гостя в вечере принял участие Василий Ладюк.
Четыре последующих дня были отданы под прослушивания первого (отборочного) тура, еще два дня – под второй тур (также в сопровождении фортепиано). В последний день в сопровождении оркестра состоялся третий тур, после которого сразу же началось подведение окончательных итогов, а по его окончании прошло торжественное закрытие с награждением лауреатов. В инициирующем гала-концерте и третьем туре на сей раз принял участие Камерный оркестр театра «Мюзик-Холл» «Северная симфониетта». В обоих случаях место за его дирижерским пультом занял весьма популярный в нашей стране маэстро Фабио Мастранджело (Италия – Россия).
Десятый юбилейный, но первый конкурс без Елены Образцовой стал весьма непростым и ответственным испытанием и для организаторов, и для жюри, ведь впервые за всю историю этого конкурса он собрал рекордное количество вокалистов. Такого большого числа поданных на него заявок – порядка двухсот шестидесяти из 19 стран – трудно было даже представить! Но и фактическое положение дел, когда в Санкт-Петербург в итоге приехало чуть более двухсот участников из 17 стран, впечатлило не менее! Членам жюри пришлось проделать поистине колоссальную работу, но все они на брифинге для журналистов, состоявшемся перед началом третьего тура, отмечали высочайший уровень организации и ту совершенно необыкновенную атмосферу творческой погруженности и доброжелательности, которая царила и в кулуарах конкурса, и в зрительном зале.
И огромная заслуга в этом, несомненно, принадлежит сразу двум гостеприимным хозяйкам этого конкурса – директору Фонда Елены Образцовой Наталье Игнатенко и директору Культурного центра Елены Образцовой Ирине Черновой. И первый же конкурс без его знаменитой основательницы не оставил ни малейшего сомнения в том, что дело, начатое Еленой Образцовой шестнадцать лет назад, находится сегодня в надежных и заботливых руках. На любом конкурсе нет ничего более удручающего, чем сухой формализм и чопорная академичность. Однако конкурс Елены Образцовой, безусловно, исповедующий идеалы высокого академического оперного искусства, притягателен, прежде всего, своей демократичностью и открытостью, истинной любовью к конкурсантам и огромным доверием к публике.
Именно поэтому нынешний конкурс собрал такое грандиозное количество участников, именно поэтому зрительный зал заполнялся на каждом прослушивании, именно поэтому многие члены жюри для работы на конкурсе приезжают в Санкт-Петербург, родной город Елены Образцовой, уже не впервые. В этот год нагрузка на жюри легла просто колоссальная даже притом, что на первом (отборочном) туре было принято решение отступить от регламента. Вместо двух заявленных арий конкурсанты по своему выбору исполняли только одну. При количестве участников чуть более двухсот человек это решение было явно неизбежным.
Работа жюри осложнялась еще и тем, что, в отличие от первых конкурсов, в призовом регламенте нынешнего состязания разделения на мужские и женские голоса не было, и, даже судя по второму туру, на который было допущено сорок участников, было понятно, что оценки в отношении них могут быть самые полярные. Кого предпочесть – хорошего баса или хорошее меццо-сопрано, замечательное сопрано или замечательного тенора? Вопрос архисложный, но жюри ведь должно было принять конкретное решение! В нынешнем году к числу публики я присоединился лишь со второго тура, и поэтому на всю полноту конкурсной картины претендовать, естественно, не могу: всё, о чем могу говорить, так это о конкурсе, который на втором туре начался для меня словно с чистого листа, безо всякой предыстории. Однако даже то, что я услышал на втором, а затем и на третьем туре, на который было допущено, двенадцать участников, всё равно смогло убедить меня в потенциальной многозначности финального исхода.
Вполне могло быть так, как в итоге стало, а могло, по всем очевидным показаниям, быть и иначе, и эту особенность нынешнего состязания надо всегда непременно помнить. Но то, что в каждой очередной выборке – и второго, и третьего тура – каждый раз «было кого выбрать», в целом, говорит о некой оптимальной устойчивости работы жюри. При этом возможно, конечно, что кто-то из вполне достойных претендентов отборочного тура мог не пройти во второй просто в силу того, что общее количество участников было невероятно огромным. Но конкурс есть конкурс – и все победить на нем, естественно, не могут. Когда я подключился к прослушиваниям на втором туре, то по камерному репертуару, конечно же, всех возможностей голоса и техники исполнителя ощутить было невозможно, неслучайно ведь первый тур практически любого вокального конкурса начинается с арий.
И всё же второй тур оказался весьма интересным с точки зрения осмысления конкурсантами разнопланово-драматургического камерного материала. 40 его участников – это 18 сопрано, 1 меццо-сопрано, 10 теноров, 7 баритонов и 4 баса. В этой выборке, пожалуй, поражает лишь то, что теноров в ней больше баритонов и существенно больше басов, и что даже на фоне 18-ти сопрано их довольно-таки много. Одно время мы всё говорили о дефиците теноров, теперь, похоже, наступает их эпоха. Из тех же теноров, кто не прошел на третий тур, мне, прежде всего, хотелось бы отметить весьма изысканного и романтически одухотворенного Алексея Стражевича (Беларусь). Но при этом и его коллеги по цеху Александр Нестеренко (Россия), Артём Мелихов (Россия), Виктор Менделев (Беларусь), Ираклий Мурджикнели (Грузия), Шота Чибиров (Россия), также выбывшие из соревнования после второго тура, сумели произвести очень достойное впечатление.
Среди баритонов, подпадающих в ту же категорию, также оказалось довольно много качественных вокалистов: Бямбажав Монголхуу (Монголия), Александр Гонца (Беларусь), Тимофей Дубовицкий (Россия) и Виталий Лашко (Украина). Аналогичный список сопрано в силу того, что этот тип голоса на любом конкурсе всегда представлен наиболее широко, несколько больше: Юлия Погребняк (Украина), Мария Мотолыгина (Россия), Эльмира Караханова (Россия), Екатерина Фенина (Россия), Ольга Черемных (Россия), Фан Сянлэй (Китай), а также Анна Шаповалова (Россия), всё же получившая специальную премию «За лучшее исполнение романса Чайковского».
В третьем туре также по решению жюри финалисты снова исполняли не две (согласно регламенту), а только одну арию, но уже по выбору жюри из списка, предложенного конкурсантами. Гран-при по решению жюри присужден не был, а лауреатские места распределились следующим образом: I премия – Тарас Присяжнюк (тенор, Украина); II премия – Чулуунбаатар Бадрал (баритон, Монголия); III премия – Эмилия Аблаева (сопрано, Россия) и Владимир Дмитрук (тенор, Беларусь). При этом дипломантами конкурса были названы Салтанат Ахметова (сопрано, Казахстан); Наталья Кучина (сопрано, Россия); Анна Эль-Хашем (сопрано, Россия); Дарья Рябинко (меццо-сопрано, Россия); Юрий Ростоцкий (тенор, Россия); Вячеслав Васильев (баритон, Россия); Глеб Перязев (бас, Россия) и Александр Рословец (бас, Беларусь).
Кроме этого, специальные премии конкурса получили Салтанат Ахметова (премия Благотворительного Фонда поддержки музыкального искусства «Фонд Елены Образцовой» и право сольного концерта в Малом зале Московской консерватории), Глеб Перязев (премия «За лучшее исполнение романса Свиридова»), Тарас Присяжнюк и Чулуунбаатар Бадрал (право выступления в концертной программе Академии молодых певцов Мариинского театра), Владимир Дмитрук (приз зрительских симпатий и право выступления в спектакле Московского музыкального театра «Геликон-Опера»), Вячеслав Васильев (право выступления в качестве солиста в одной из программ Большого зала Санкт-Петербургской филармонии). Наконец, Дмитрий Григорьев (бас, Россия), в настоящих заметках еще не фигурировавший, так как его выступление на втором туре в камерном репертуаре прошло как-то совсем незаметно, получил право выступления в спектакле Московского театра «Новая Опера».
По свидетельству официального пресс-релиза конкурса за Тараса Присяжнюка еще на первом туре все члены жюри единогласно высказались «за». Что ж, и впрямь достойный выбор победителя! Редкий по красоте, пластичности и полновесной тембральной насыщенности лирический тенор обладателя I премии в финале однозначно сумел удивить, поразить, восхитить исполнением каватины Ромео из оперы Гуно «Ромео и Джульетта». Фактурно-роскошным, стилистически благородным вокалистом и драматически страстным несчастным отцом в арии Риголетто из одноименной оперы Верди предстал Чулуунбаатар Бадрал, хорошо знакомый меломанам по третьему сезону телепроекта «Большая опера», в котором до финала он тогда не дошел.
А вот победительница третьего сезона «Большая опера» Салтанат Ахметова на сей раз стала лишь дипломантом, хотя из всех сопрано, прошедших в финал, профессионально она была оснащена, несомненно, гораздо лучше своих коллег родственной ей вокальной специализации. И сложнейшая aria di bravura, ария Констанцы из «Похищения из сераля» Моцарта, стала чрезвычайно весомым тому подтверждением. Но здесь мы как раз и сталкиваемся с очевидным: распределение премий необходимо учреждать между женскими и мужскими голосами в отдельности, и очень хочется надеяться, что следующий конкурс всё же вернется к своей исконной практике. Я же с огромным воодушевлением воспринял присуждение именно Салтанат Ахметовой Премии Благотворительного Фонда поддержки музыкального искусства «Фонд Елены Образцовой»: сложившуюся ситуацию это хоть как-то выправило.
А пока мы имеем одно более чем странное разделение III премии между двумя финалистами. Странное оно вовсе не в отношении Владимира Дмитрука, представившего совершенно зрелую и музыкально прочувствованную интерпретацию плача Федерико из оперы «Арлезианка» Чилéа: он пел последним, и его выступление словно поставило удивительно яркую финальную точку. Странность разделения премии заключена в отношении очень сырой и стилистически уязвимой трактовки арии Маргариты с жемчугом из оперы Гуно «Фауст», представленной Эмилией Аблаевой, которая на втором туре, между прочим, произвела впечатление куда более сильное. А вот совсем юная Анна Эль-Хашем, выступившая на втором туре не очень уж ярко, в финале с арией Виолетты из третьего акта оперы Верди «Травиаты» просто растрогала до глубины души.
Явно недооцененной на этом конкурсе оказалась Дарья Рябинко, представившая в финале арию Эболи из «Дона Карлоса» Верди – камень преткновения всех меццо-сопрано – потрясающе технично и драматически выразительно. Эта певица – настоящее меццо-сопрано, драматическое, тембрально-полновесное, что на фоне засилья в мире скрытых сопрано, лишь числящихся меццо, сегодня просто большая редкость. Сопрано Наталья Кучина, весьма профессионально выступившая на втором туре, взявшись на третьем за «святая святых» бельканто, финальную сцену и арию Анны Болейн из одноименной оперы Доницетти, всё же пока примерила сей наряд явно преждевременно: проблемы стиля давали о себе знать. И всё же то, что в финале конкурса в родном отечестве русская певица вообще взялась за финал из «Анны Болейн» (правда без финальной стретты) само по себе, конечно, дорогого стоило! Первопроходцам всегда тяжело, но то, что они есть, это просто замечательно!
Все мужские голоса финалистов, не ставших лауреатами, – и Глеб Перязев с арией Короля Рене из «Иоланты» Чайковского, и Александр Рословец с арией Фигаро из «Свадьбы Фигаро» Моцарта, и Юрий Ростоцкий с арией Ленского из «Евгения Онегина Чайковского, и Вячеслав Васильев с ариозо Мазепы из одноименной оперы Чайковского – на фоне победителей выглядели ничуть не хуже, так что, в целом, весь финал конкурса был воспринят по большей части на позитиве. Позитив музыкального общения конкурсантов и слушателей – это как раз то, ради чего и существуют конкурсы, то, ради чего на них подают заявки участники, и то, ради чего места в зрительном зале на этих конкурсах постоянно занимает публика…
Игорь КОРЯБИН
Belcanto.ru, 03.09.2015 г.