Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Обзоры

05.05.2022

Международный конкурс «Арабеск» прошел, невзирая на международные обстоятельства

Владимир Васильев: «Нам надо перестать везде писать, что мы от кого-то в чем-то отстали»

Три золотые, шесть серебряных и пять бронзовых медалей, таков итог одного из самых знаменитых и престижных во всем мире балетных конкурсов «Арабеск», носящий имя легендарной балерины Екатерины Максимовой, который, несмотря ни на какие международные обстоятельства и изоляцию, всё-таки состоялся и прошел в этом году уже в 17 раз. Хореография, не имеющая никаких языковых барьеров, является ещё и одним из самых аполитичных видов искусства, а международные связи здесь крепнут в любой ситуации. Так что над зданием Пермского театра оперы и балета им. Чайковского, в котором конкурс и проходил, развевались государственные флаги восьми стран мира. Среди них Англия, Франция, Греция, Турция, Японии и Белоруссия.

БолсуновскийИз 146 заявок из 17 стран мира, которые на основной конкурс поступили первоначально фактически в нем участвовало лишь 56 человек: 20 в младшей группе и 36 в старшей. И кроме француза Клемана Гийома, приехавших из-за рубежа участников на конкурсе, не было. Представители Греции, Турции, Японии, участвовавшие в конкурсе, учатся и работают на территории России. 

Сам же Гийом Клеман пробирался в Россию более трех суток, пытаясь пересечь несколько государственных границ. Естественно на жеребьевку он опоздал, так что выступал в конкурсных состязаниях последним. Ему 23 года, он обучался в Centre choreographique Christian Conte & Martine Chaumet и Dutch National Ballet Academy, три года он проработал в Америке (Columbia Classical Ballet), до этого конкурса стал лауреатом первой премии International Ballet Competition (Нью-Йорк, США, 2018) и на «Арабеске» своим появлением произвел сенсацию.

— Ехал очень долго, – рассказывает мне Клеман. – Сначала пробовал приехать через Эстонию на автобусе, но мне не разрешили. Потом удалось заказать билет через Стамбул. Из Стамбула летел в Санкт-Петербург, потом в Москву, а оттуда в Пермь. У меня не было балетного класса 4 дня, и в день своего первого выступления на конкурсе утром я взял, наконец, урок.

— Ради чего такие мучения?

— Чтоб танцевать, потому что я люблю русских танцовщиков и тоже хотел бы стать «русским» танцовщиком и работать в русской компании. Хочу выучиться в Москве или Санкт-Петербурге. Здесь самый лучший балет во всем мире. Нуреев -  мой  любимец и, конечно, Владимир Васильев.

Проблема Клемана в небольшом для балетного танцовщика росте – 1 метр 68 сантиметров. Впрочем, рост такой же, как у Барышникова, и выше, чем у Нижинского. Но по нынешним временам он все же маловат. При этом огромный зависающий прыжок и умопомрачительная техника. Сенсацию он произвел на третий день конкурса, когда наконец добрался до Перми, в вариации Актеона из II акта балета «Эсмеральда». Несмотря на необходимость подготовки и ежедневных репетиций, француз выкроил время и посетил знаменитый архитектурно-этнографический музей под открытым небом – «Хохловка», где видел избы и храмы построенные без единого гвоздика, участвовал в русских народных плясках и слушал крюковое пение старообрядцев. На конкурсе «Арабеск» он завоевал II премию и серебряную медаль (разделив её с пермским танцовщиком Олегом Мангадаевым), а также диплом жюри прессы «за благородство манер и чистоту стиля в исполнении русского классического наследия», опередив при этом такого темпераментного, мужественного и технически совершенного танцовщика, как Георгий Болсуновский из Красноярска, завоевавшего на этот раз бронзу.

Премьера Красноярского театра оперы и неоднократного лауреата различных международных конкурсов балета, обладателя «Гран-при Сибири» на конкурсе опередил и премьер пермского театра Георгий Еналдиев, ставший обладателем золотой медали. Однако по технической оснащенности и мастерству эти танцовщики оказались примерно равны, и здесь явно сказалось желание жюри присудить первую премию местному артисту… Тем более что Георгий Еналдиев, начинавший свою карьеру в народном осетинском ансамбле, подобрал для своих выступлений не слишком «затертые» на конкурсах номера и был по-настоящему неотразим в вариациях Фрондосо из балета «Лауренсия» или Армена из «Гаяне». Отлично местный премьер смотрелся и в современной репертуаре, завоевав как исполнитель вторую премию в конкурсе современной хореографии.

Разделил Георгий Еналдиев эту премию с пермяком Генрихом Райником, отлично показавшимся на конкурсе «современников»… Пермское училище вообще является цементирующей основой конкурса «Арабеск» и кует первоклассные кадры не только для Пермского театра оперы и балета, но и для многих мировых компаний, в числе которых Большой и Мариинский.  Многие его представители  стали его призерами и лауреатами.

Так, главным открытием конкурса стала ученица второго курса пермского училища Валерия Кузнецова (класс Е. Щегловой), завоевавшая золотую медаль в младшей группе. Кроме того, в качестве исполнительницы она удостоилась золотой медали и конкурса современной хореографии, став ещё и обладательницей целой кучи премий, дипломов, призов, в числе которых был и «Приз зрительских симпатий».

Серебряной призёркой конкурса по младшей группе стала второкурсница этого же училища Дарья Чугунова, прекрасно выступавшая в дуэте со своим однокурсником Львом Копыловым. Бронзовая медаль опять же у пермячки, однокурсницы этих ребят  Дианы Товтын (разделила она эту премию с учащейся Вагановской академии Ангелиной Карамышевой). В старшей группе такая же ситуация: обладательницей серебряной медали стала японка Михиро Мории, студентка III курса пермского училища, а бронза у её однокурсницы Вероники Стерховой.

Среди мальчиков в младшей группе лауреат только один: серебряную медаль получил Иван Одинцов из Якутска, а первая и третья премии в этой номинации не присуждались. Артемий Макаров, ученик художественного руководителя пермского училища и члена жюри «Арабеск» Владимира Толстухина. В январе ему исполнилось 19 лет, и по правилам конкурса он выступал по старшей группе. Но соревноваться с профессионалами, много лет работающими в театре, ему, конечно, было трудно. Тем не менее он стал дипломантом конкурса и в соревновательной программе выступил блестяще, причем как в классической, так и современной хореографии: со своей однокурсницей Вероникой Стерховой они прекрасно станцевали номер Алексея Мирошниченко «Я тебя не люблю» на музыку Курта Вайля в исполнении знаменитой оперной дивы Терезы Стратас. А ещё до конкурса Артемия Макарова пригласили в Москву, в Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко…

Арабеск

Этот балетный театр, второй в Москве после Большого, на конкурсе представляла пара отлично выученных танцовщиков: Ксения Абдукаримова и Георгий Стельмах. Артисты «Стасика» на конкурсах ранее не участвовали, так что «Арабеск» стал для них дебютом. Здесь они дошли до третьего тура и заработали дипломы и сейчас подали заявку уже на Московский международный конкурс, который пройдет на сцене Большого театра через месяц.

Большой и Мариинка на конкурс своих артистов не прислали, как и Московская академия хореографии. Но помимо пермского училища на конкурсе блестяще показалось и московское хореографическое училище при театре танца «Гжель». Студентка II курса Ульяна Васильченко (педагог Богдана Лапина) вытянула на жеребьевке № 1, так что «Арабеск» открывала именно она, и все на конкурсе прекрасно понимали, насколько это для неё было волнительно. Тем не менее с вариацией принцессы Флорины из «Спящей красавицы» на первом туре она справилась превосходно, как и со сложнейшей вариацией Аспичии, сочиненной французом Пьером Лакоттом для возрожденного им старинного балета «Дочь фараона», за что получила ещё и спецприз Юрия Зорича «За чистоту техники и артистичность исполнения».

Но самая главная победа «Гжели» на «Арабеске» – золотая медаль по старшей группе Алеси Лазаревой, первый год работающей в труппе Государственного академического театра «Классический балет» Н. Касаткиной и В. Василёва. А присужденный Алеси Лазаревой помимо золотой медали приз имени Галины Улановой «За одухотворенность танца» её безоговорочную победу на конкурсе только подтвердил. Ночью узнав о присуждении ей первой премии и золотой медали, в свою победу она поначалу даже не поверила.

— У меня не то что не было цели выиграть конкурс, просто задача стояла другая: хорошо станцевать, выложиться так, как мы репетировали с моим педагогом Алевтиной Александровной Лисиной в театре.

Проводимый в рамках «Арабеска» конкурс современной хореографии в Перми традиционно сильный и, пожалуй, наиболее влиятельный из российских конкурсов такого рода. На конкурс было подано 99 заявок: 71 от хореографов, и 28 от исполнителей современной хореографии. Первая премия среди хореографов в этот раз на «Арабеске» присуждена не была, а вторую за постановку своеобразного номера «Маргарита», по мотивам романа А. Дюма «Дама с камелиями» и оперы «Травиата», сочиненной Верди по этому же роману, получила московский хореограф Лилия Симонова.

Премии среди исполнителей на этот раз достались не тем, кто специально приехал принять участие в «современном» конкурсе, а «классикам», участвовавшим в основном, по условиям которого в его рамках тоже традиционно предусмотрено исполнение номера современной хореографии. Тут все награды у пермяков. Удивительно, что уважаемое основное жюри никак не отметило поражающий воображение танец Никиты Повалихина – необыкновенно экспрессивный, переливающийся текучей пластикой и, кажется, не на миг не останавливающийся.  Но ещё более необычным в нем было исполнение: необыкновенной красоты тело  танцовщика было, кажется, лишено костной структуры, настолько пластично и податливо музыке, что порой казалось слепленным из пластилина.

Основное жюри было реабилитировано решением жюри прессы, среди других, отметивших этого уникального танцовщика. Юноша только-только закончил Академию танца Бориса Эйфмана. Ведь только в этой академии из всех хореографических учебных заведений России можно профессионально научиться танцевать не только классику, но основательно изучить настоящий современный танец.

— Мне кажется, что общий средний уровень на конкурсах всё повышается, здесь всё больше появляется современного танца как такового. То есть если раньше мы видели в основном классический танец, чуть-чуть видоизмененный, и это представлялось нам как современная хореография, сейчас это уже всё больше и больше похоже на современную хореографию, – говорит мне, комментируя итоги конкурса современного танца хореограф и член жюри «Арабеска» Александр Могилёв. – Меня вообще радует, что чаще и чаще появляются люди, которые не изображают современный танец, а именно им и занимаются. 

Арабеск— Порадовал ли вас на этот раз конкурс современной хореографии? Видны ли какие-то проблески в развитии современной хореографии в России или ситуация безнадежная? – спрашиваю я художественного руководителя конкурса «Арабеск», председателя жюри и, наконец, просто легенду балета Владимира Викторовича Васильева.

— Вот опять я слышу: как у нас безнадежно с современной хореографией! Кто это сказал? В современной хореографии, как и в любой другой, талантливые хореографы – единичны. Не важно, в России или за рубежом. И здесь и там я часто вижу общую проблему для современных хореографов – увлечение чистым движением в ущерб его осмысленности и одухотворенности. Или даже эпатажем в желании просто отличиться от других. Режиссерского видения при постановке танца нет у многих, особенно когда дело касается крупных форм. Нам надо перестать везде писать, что мы от кого-то в чем-то отстали и просто работать на то, чтобы наши талантливые российские молодые постановщики получали, как и в классике, широкое хореографическое и общее образование и возможность осуществлять свои творческие замыслы не только на конкурсах и фестивалях или в творческих мастерских. Уверен, талантливой молодежи у нас ничуть не меньше и в этом виде танца.

— Вы, наверное, задумывались, имеет ли смысл проводить конкурс в нынешней ситуации. Почему решили, что конкурс проводить все-таки нужно?

— Как показал этот конкурс, не только есть смысл, но и потребность в нем для этих молодых, растущих артистов: испытать себя, заявить о себе, увидеть других, общаться со своими коллегами и сверстниками из разных уголков нашей огромной страны. Кроме того, Пермь – особый в смысле балета город: здесь сильная школа со своими традициями и историей, выпустившая немало замечательных артистов, да и хореографов. Для этой школы конкурс тоже очень важен, чтобы не замыкаться в своих стенах, чтобы опробовать свои силы, свериться с общими современными тенденциями. Я рад, что, несмотря на трудности, конкурс состоялся и получился, пусть и не таким масштабным, как ожидалось, но интересным. А вообще в принципе я мог бы ответить одной фразой, которую всегда относил к себе: в искусстве нужно делать то, что не можешь не делать. Мне казалось, что люди вокруг меня на конкурсе разделяли это мое отношение.

— Из-за невозможности приехать в Россию, в конкурсе приняло участие значительно меньшее количество танцовщиков, чем предполагалось первоначально. При этом иностранцев, соревновавшихся на конкурсе, вообще единицы. Не снизило ли это уровень конкурса?

— Мы все живем в мире, какой он есть сейчас. Понятно, что мы не увидели множества других артистов из разных стран, коих должно было приехать рекордное количество. Даже не все российские участники смогли приехать из-за проблем с отменой самолетов. И все же на конкурсе появилась звездочки – и я вижу, что потенциал у конкурса огромный.

Павел ЯЩЕНКОВ
"Московский Комсомолец", 05.05.2022 г.