Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Обзоры

26.02.2006

Моцарт на берегах Енисея

В Красноярском оперном четыре дня безраздельно царил Моцарт. На 250-летие со дня рождения композитора здесь поставили сразу две премьеры – «Дон Жуан» и «Директор театра». Оба спектакля представили публике на прошлой неделе в рамках фестиваля «Моцарт на берегах Енисея».

«Дон Жуан»«Дон Жуан» подоспел к юбилею

Премьера «Дон Жуана» намечалась еще на конец прошлого сезона. Но, как это часто бывает, помешали финансовые и технические сложности, выпуск спектакля пришлось немного приостановить. А тут и юбилейная дата подоспела.

Театр давно уже не баловал публику оперными новинками, и свежих премьер меломаны ждали с нетерпением. И не ошиблись в своих ожиданиях: репертуар красноярской оперы обогатился сразу двумя очень достойными постановками.

В последние годы мы как-то привыкли к некой дотошности главного режиссера театра Вячеслава Цюпы. Постановщик очень бережно относится к музыкальному материалу, его спектакли отличаются доскональностью и даже педантичностью. Если в опере четыре акта – значит, поставим все четыре, и никаких купюр! Не каждому из зрителей была по душе такая основательность… Но, как бы то ни было, это позиция, и она достойна уважения.

В постановке «Дон Жуана» Цюпа остался верен себе. Никаких реверансов в угоду непросвещенной публике, режиссер даже включил в свою версию музыкальный эпилог, который обычно опускается. И, вопреки спорности отдельных элементов, спектакль производит ошеломляющее впечатление. Такого любители оперы не видели на красноярской сцене уже давно!

Несомненная составная этого успеха, конечно же, сама музыка. В «веселой драме» Моцарта фантастическая условность сочетается с бытовой реальностью. И так короток путь от комического до настоящей трагедии… А главный герой, нестареющий севильский обольститель – само воплощение энергии и свободы. Как говорил Чайковский, «опера «Дон Жуан» будет служить лучшим образцом до тех пор, пока будет существовать искусство».

В красноярской постановке на сцену выходит очень мощный состав артистов. И солисты настолько хороши, что нелегко выделить лучших. В дни фестиваля (второй акт «Дон Жуана» был показан дважды) в своих партиях достойно соперничали народный артист России Владимир Ефимов и Олег Алексеев (Дон Жуан), Ольга Ушакова и Светлана Рацлаф-Левчук (Донна Анна), народная артистка России Лариса Марзоева и заслуженная артистка России Светлана Кольянова (Донна Эльвира)…

Пока, по ощущениям, немного провисает первое действие. А может, оно просто проигрывает на фоне второго, с его мощнейшим финалом. Поначалу несколько утомляет эклектика в костюмах. Режиссер и художники спектакля попытались вывести главного героя за временные пределы. Если сам Дон Жуан щеголяет в роскошных старинных камзолах, то преследующие его крестьяне сильно смахивают на сицилийцев из «Крестного отца». А его любовница, крестьянка Церлина – вообще вылитая Мерилин Монро! К такому смешению стилей еще нужно привыкнуть… Впрочем, при втором просмотре вся костюмная условность куда-то исчезает, уступая место восхищению музыкой и прекрасным исполнением. А от финала второго акта, когда Дон Жуан низвергается в бездну, вообще мороз по коже… Автор и постановщик технических эффектов Александр Тюриков здесь, кажется, превзошел самого себя!

В пьесе, как в жизни

«Директор театра»Веселая одноактовка «Директор театра» совсем другая – и по наполнению, и по восприятию. Насмешник Моцарт был не только гениальнейший композитор, он очень тонко понимал природу театра. В его сатирической миниатюре досталось всем: и театру, и прессе, и публике. Идейный спор директора труппы Франка и его актера Эйлера (их сыграли драматические актеры Алексей Смолка и заслуженный артист России Сергей Селеменев) и сегодня все так же актуален. Что важнее для театра? Хороший вкус или легкие пустышки? Коммерческий успех или художественный?

«Разве мы не заработали больше денег на тех пьесах, которые все ругают?» – резонно вопрошает Эйлер. «Да, но вдруг публика окажется умнее, чем мы предполагали?» – опасается Франк. «Надейтесь на счастье. Счастье в глупости», – ставит точку в споре его оппонент.

В конфликт идей вмешивается спор талантов. Две оперные примадонны, претендующие на место в труппе, выясняют, кто из них будет первой певицей. Пикантность ситуации усилилась за счет распределения ролей: творческое соперничество заслуженных артисток Веры Барановой (мадам Герц) и Светланы Кольяновой (мадам Пфайль) ни для кого не секрет. Кстати, последняя, похоже, окончательно вернулась на сцену родного театра.

В рамках фестиваля публика также посмотрела комическую оперу «Женитьба Фигаро», главную партию в ней исполнил эксцентричный британский певец Тоби Симз. А завершилось все приятнейшим гала-концертом. Часто главный дирижер театра Анатолий Чепурной любит перекармливать своих слушателей – концерты театра порой идут по четыре часа. Но в этот раз всего в меру – тонко, качественно, программа восхитила разнообразием и удачным подбором номеров – настоящий изыск для гурманов. Браво, маэстро!

Фестиваль в честь Моцарта благополучно завершился. Но его произведения остались в репертуаре театра. Жаль вот только, что еще раз посмотреть новые спектакли мы сможем не раньше апреля, после возвращения балета (и дирижера) с гастролей. Анатолий Чепурной вновь отправился в Англию.

Елена КОНОВАЛОВА
«Вечерний Красноярск», 26 февраля 2006 г.