Цветовая схема:
Начнем с двух тезисов. Приключения интересны всем: и детям, и взрослым. Рукописи не горят и не устаревают. Создатели спектакля «Новые приключения Буратино» (режиссер-постановщик, автор стихотворной пьесы лауреат Государственной премии и премии Ленинского комсомола Беларуси Вячеслав Цюпа и музыкальный руководитель постановки Наталья Цюпа) замахнулись на детский мюзикл, который интересен и взрослым. То есть родителям, выросшим в свое время на замечательных кинокартинах, в числе которых киношлягер «Приключения Буратино».
В 80-годы прошлого столетия песенки из этого фильма напевало все юное население страны, поэтому сейчас, уже взрослыми, в статусе родителей, они сами рвутся в театр, чтобы освежить память. Свою версию пьесы Вячеслав Цюпа написал 30 лет назад! Она была оговорена с Алексеем Рыбниковым, когда Вячеслав был студентом последнего курса ГИТИСа, а Алексей еще не написал «Юнону» и «Авось». Рукопись Цюпы терпеливо ждала своего часа.
Здесь есть над чем посмеяться и родителям. Например, идея закопать денежки на Поле чудес, ну чем не история про вновь возрождаемый МММ? Лиса Алиса ловко играет в наперстки. Папа Карло, создающий кукол, — фрилансер, свободный художник. А театральному продюсеру Карабасу новая кукла нужна для раскрутки театра, он понимает, что «на старые куклы и прежние пьесы не ходит ни дельный народ, ни повесы!» Шоу-бизнес требует новых кумиров, и кукла, оказывается, знает секрет: где ключ от каморки, в которой деньги лежат. Он грубоват с куклами. По новой биографии, он бывший дрессировщик тигров и привык к такой манере общения. Не он такой, жизнь такая…
В общем, всякий найдет параллели для себя. А дети, как и полагается, окунутся в сказку со счастливым концом.
— Студии в этом году исполняется без малого 20 лет! — поделилась ее руководитель Наталия Цюпа. — Конечно, за этот срок выросло не одно поколение студийцев. Кто-то серьезно связал свою жизнь с театром, кто-то выбрал иную профессию, но любовь к театру, музыке пронесет через всю жизнь.
В этом спектакле вы увидите обновленный состав студии — девчонок и мальчишек, которые пришли только в этом году. Безусловно, главные роли исполняют уже опытные ребята, которые по возрасту еще совсем дети (до 10 лет), но в студии занимаются уже по 3–4 года.
На выпуске спектакля ребятам пришлось почти жить в театре: тренинги с хореографом, мизансценные-постановочные репетиции, вокальные уроки, хоровые занятия, примерки в мастерских театра. Это, конечно, все очень интересно, но требует невероятной отдачи и трудолюбия. Кроме того, школу никто не отменял! Вот и выходит, что театр воспитывает по-настоящему ответственных людей, не говоря уже о том, что в каждом спектакле, в каждом музыкальном произведении есть важные и глубокие мысли, которые закладывают фундамент личности!
— У нас живой звук и перед выходом к зрителю два часа идет саундчек, — дополняет Вячеслав Олегович. — У меня огромная благодарность к мальчишкам и девчонкам оперной студии. У них достаточно сложная задача «не потеряться» на огромной сцене. Это совершенно особый музыкальный театр, здесь нет травести, как в ТЮЗе, здесь персонажи соответствуют возрасту исполнителей. В студию берут детей с 6–7 лет, их надо многому научить: как вести себя на сцене, как проживать роль. Это уникальный коллектив не только для края, но и для страны, где дети играют для детей.
Я знаю лишь два подобных коллектива, где дети не только играют роли, но еще и поют. Один в Москве, другой в Петербурге. Мы играем в этот театр переживаний, по Станиславскому. Добиваемся, чтобы дети проживали свои роли, это сложнее, чем со взрослыми, но по результату получаешь много больше счастливых моментов, потому что с детской непосредственностью может соперничать разве что мир зверей.
Силами детской оперной студии поставлены четыре спектакля: «Под первой звездой», инсценировка сказки Г.-Х. Андерсона «Девочка со спичкой»; «Золотая принцесса» на музыку группы «Абба»; «Петер и Пауль бегут в Шлараффию» на музыку великого Легара; «Новые приключения Буратино» на хрестоматийную музыку Рыбникова и стихи Ю. Энтина и Б. Окуджавы. Кроме того, студия принимает участие в оперных и балетных спектаклях театра, таких как «Кармен», «Тоска», «Пиковая дама», «Кармина бурана» и др.
Назовем артистов младшего состава студии. Семен Бакулин, 8 лет — Буратино. Вика Смертина, 13 лет — Мальвина. Даша Рогожникова, 9 лет — Пьеро. Николай Овчинников — Базилио, выпускник оперной студии. Надежда Гревцова — Алиса, выпускница оперной студии.
Взрослые роли взяли на себя солисты театра оперы и балета: Нина Кириенко — Тортила. Дмитрий Рябцев — Дуремар. Александр Михалев — Папа Карло.
И последнее. Мастер, создавший всех кукол, их главный наставник и учитель Папа Карло произносит в финале спектакля очень важные для всех студийцев слова: «Не торопитесь, счастье с вами, оглянитесь. То, что ищет Карабас, есть давным-давно у вас: роли, сцена, зритель, дружба…»
Вот и нам, взрослым, порой не хватает мудрости остановиться и осознать, как же нам дорог тот мир, который нас окружает.
Критики о театре:
Татьяна Ворожцова, народная артистка России:
— Хорошая сценография, удачное режиссерское решение — разбивка по «комнатам» — картинам, играющий занавес, использование оркестровой ямы как места действия. Как несомненное достоинство, органичное поведение детей на сцене, которые понимают, что происходит в пьесе, и по сюжету, знают, что делать. Прекрасная работа хормейстера — руководителя студии. Очень трудно добиться такого успешного результата от детей: слаженности звучания ансамблей при микрофонном пении. Но, думаю, использование микрофонов — это необходимость для спектакля, в котором поют дети, ведь им трудно осилить живыми голосами такую большую сцену.
Геннадий КАЛЕДА
Kaleda.ru, 16.04.2012 г.