Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Обзоры

17.02.2017

Образцовый акт. Образцовая акция

"Марина Мнишек" снискала триумфальный успех. Аукцион "Искусство во имя жизни" принёс 700 тысяч рублей выручки.

"Марина Мнишек"Театральный февраль начался в Красноярске двумя крупными и по-своему уникальными событиями, накрепко связанными между собой: премьерной постановкой в Театре оперы и балета третьего действия оперы М. Мусоргского "Борис Годунов", или, иначе говоря, "Польского акта" (в афише именуемом "Марина Мнишек. Поклон Елене Образцовой"), и благотворительным аукционом, организованным театром и гуманитарной организацией "Бумеранг добра", состоявшемся во Всемирный день борьбы с раком.

Оба мероприятия входили в программу VIII Международного фестиваля "Парад звёзд в Оперном", посвящённого Елене Образцовой.

Длившийся менее часа спектакль, включавший в себя две картины (Сандомирский замок Марины и ночной сад), предварялся биографическим фильмом о прославленной певице, смонтированным из фрагментов сценических выступлений Образцовой и её телевизионных интервью.

Автор фильма, режиссёр-постановщик "Польского акта" Надежда Столбова выбрала для показа сюжеты, максимально ярко и полно характеризующие несравненную артистку, безмерно талантливую и щедрую душой, акцентируя внимание зрителей в том числе и на роли Марины Мнишек, с которой фактически и началась карьера Елены Образцовой в Большом театре. Так же, впрочем, как и всемирная слава.

Перед солисткой Красноярской оперы, меццо-сопрано Дарьей Рябинко, молодой, но уже вполне состоявшейся, "воссиявшей" оперной звездой стояла, очевидно, нелёгкая задача - сыграть "свою" Марину, не похожую ни на героиню Ирины Архиповой (Марии Максаковой-старшей, Галины Вишневской, Тамары Синявской), ни на героиню Елены Образцовой.

Как мне кажется, актрисе удалось привнести в роль 16-летней авантюристки, грезящей о престоле московских царей, личное видение, тонкое и точное, переживания и понимание не только драматической судьбы дочери сандомирского воеводы, но и исторической роли Марины. В её трактовке, может быть, и не бесспорной, но весьма убедительной, в образе гордой и коварной полячки обнаруживаются нерешительность, неподдельная девичья наивность, юная, недозрелая ещё женственность. Она действительно не похожа на своих могучих предшественниц.

Примечательно, что Ольга Басова, играющая Марину во втором составе, решает свою роль в совершенно ином ключе, рисуя образ взрослой хищницы, или, как охарактеризовала её режиссёр Надежда Столбова, "искушённой женщины с множеством кавалеров за плечами". Это в полной мере относится и к исполнению других ролей, и женских, и мужских.

Разумеется, в таком разнообразии характеров и линий поведения, безусловно мотивированных психологически, документально обоснованных, тщательно продуманных и выверенных,- немалая заслуга молодого режиссёра (похоже, что молодых в здешнем театре привечают), которую буквально преследуют творческие удачи.

В прошлом году Надежда поставила, как мне кажется, не оценённый ещё вполне и по заслугам спектакль - "Травиату" Дж. Верди, блеснув талантом мастера крупных форм, владеющего сложным инструментарием управления сценическим действием, а также даром погружения в души персонажей и... зрителей.

Разумеется, не меньших похвал достоин и московский дирижёр Дмитрий Волосников (театр "Новая опера" имени Е. В. Колобова), занятый ещё и как музыкальный руководитель и в "Травиате" ("La Traviata"), и в "Борисе Годунове" (первая редакция М. Мусоргского, спектакль 2014 года), и, наконец, в постановке одной из редакций Н. Римского-Корсакова "Польского акта", или "Марины Мнишек".

Наверняка у зрителей, и прежде всего у неофитов оперного искусства, возникает вопрос, а почему, собственно говоря, для пани Марины устроили исключение, фактически отдельный показ? В том-то и дело, что в некоторых театрах, включая и красноярский, принята усечённая версия спектакля (без Мнишек).

Некоторые режиссёры и дирижёры считают невозможным включение в первоначальный вариант оперы Мусоргского музыки из более позднего варианта, отредактированного его другом Римским-Корсаковым, обнаруживая в ней чужеродность. Дмитрий Волосников и Надежда Столбова, ценя в Римском-Корсакове талант оркестровщика и присущую ему стилистическую деликатность, решили восстановить, что называется, историческую справедливость, поставив его "Польский акт" отдельно, то есть как самостоятельное, законченное произведение.

По словам Надежды, если бы "Польский акт" изначально был включён в оперу, то он наверняка стал бы одной из проходящих частей. "А мы решили сделать отдельный спектакль,- поясняет она свой замысел,- и тем самым рассказать историю Марины Мнишек, показать её характер".

Таким образом, можно говорить о самоценности "Польского акта", тем более что в нём есть потрясающие, гармонически и мелодически совершенные, изумительные по звуковой атмосфере места,- такие россыпи драгоценностей, как, например, хор "На Висле лазурной" и ария "Скучно Марине" в первой картине, дуэт Марины и монаха Григория, арии Самозванца и полонез из второй картины...

Но столь же справедливы и суждения о возможности включения "Польского акта" в канонический текст Мусоргского, причём без ущерба для него. Это было бы логически оправдано (восстановление хроники событий) и закономерно с точки зрения исторической и художественной правды... Особенно если б за дело взялись такие мастера, как Дмитрий Волосников и Надежда Столбова.

Подводя итоги первого февральского спектакля фестиваля, необходимо заметить, что он был хорош всесторонне. И по звучанию оркестра, владеющего приёмами тончайшей нюансировки, и по детально продуманным мизансценам, эстетически и психологически обусловленному сценическому поведению солистов и хора.

Спектакль шёл два дня, мне удалось посмотреть постановку первого из них, не обнаружив в ней ни одного изъяна. Публика с восторгом принимала баритона Алексея Бочарова, предельно реалистично исполнившего партию тайного иезуита, интригана Рангони. Солист Большого театра, заслуженный артист России, тенор Роман Муравицкий великолепно справился с ролью страстно и безнадёжно влюблённого в Марину Григория, Самозванца под именем Димитрий.

Нельзя не упомянуть и о тех, кто участвовал в формировании сценической концепции, внеся существенный вклад в реализацию художественного замысла: хореографе-постановщике - ведущей солистке балета театра Олесе Алдониной и художнике по свету Сергее Скорнецком (Москва). Заметим также, что в спектакле были использованы декорации и костюмы Большого театра работы первоклассных художников Ю. Купера и П. Каплевича.

В общем, на мой взгляд, трибьют Елене Васильевне Образцовой стал бесспорно значительным событием культурной жизни Красноярска. Однако на звание "образцового" претендовало и другое актуальное мероприятие - аукцион "Искусство во имя жизни". В роли аукциониста предстал, к явному удовольствию собравшихся, популярный журналист Сергей Ким, управлявший торгами как заправский профессионал.

Аукцион, в котором за шальные деньги разыгрывались билеты на спектакли театрального сезона и развернулась беспощадная борьба за какие-то особенно престижные, "виповские" места в зале, устраивался с одной целью - получение средств, предназначенных для лечения двух красноярских подростков, страдающих тяжёлыми формами рака... А идея провести такое рискованное мероприятие сотрудникам театра пришла в голову не случайно. Как известно, Елена Образцова ушла из жизни, заболев раком крови.

Полагаю, что, как и спектакль, эта акция тоже удалась, притом что её масштаб мог быть куда большим, равно как и доходность. Организаторы едва не потеряли надежду на успех предприятия: ещё за минуту до начала торгов в зале насчитывалось менее сорока человек, половину из которых составляли сами устроители и артисты оперного, приготовившие концертную программу.

Надо сказать, что устроители оповещали гостей будущего мероприятия и рассылали им приглашения задолго до него. В результате из 130 известных красноярцев - влиятельных политиков, высокопоставленных чиновников, крупных предпринимателей - аукцион посетили единицы. Более месяца предварительной работы, увещеваний, согласований - всё могло пойти прахом!

Впрочем, благодаря, в частности, эффективному менеджменту, а по-русски говоря, неукротимой энергии (в том числе и деловой) таких граждан, как ресторатор и депутат горсовета Владимир Владимиров, аукцион оказался результативным... да, собственно говоря, вообще состоялся.

Подчёркиваю, состоялся благодаря сердечному участию и практическим усилиям именно граждан, поскольку помогать сирым и убогим - это несомненное и безусловное проявление гражданского сознания и поведения. Для меня это такая же прописная истина, как и то, что Елена Образцова - национальное достояние России, ни больше ни меньше.

Когда уже можно было вздохнуть облегчённо, один из организаторов акции не без горечи заметил:

- На открытии аукциона прозвучала фраза: "Рак - это страшное заболевание, но страшнее человеческое равнодушие". Нам, к сожалению, тоже пришлось столкнуться с неодолимой стеной равнодушия и цинизма.

Впрочем, на мой взгляд, явление это для нас привычное, "повсюдное". Удивило другое: господ, проигнорировавших благотворительную акцию, не прельстил даже главный лот - изумрудное кольцо оперной дивы, бескорыстно предоставленное театру для аукциона Еленой Макаровой, дочерью Образцовой.

Украшение в результате захватывающих соревнований было куплено за 360 тысяч рублей предпринимателем Константином Филипповым для супруги Маргариты. Всего же за время аукциона было выручено более 700 тысяч.
Напоследок напомню, что сбор средств для лечения онкологических больных начался 19 января и будет продолжаться по 31 марта (дата окончания фестиваля). Желающим внести свою лепту в благое дело нужно с мобильного телефона отправить СМС на номер 7522 со словом "бумеранг" или "bumerang", и после обязательного (!) пробела указать сумму пожертвования. Например, если взнос 100 рублей - сообщение должно выглядеть так: "бумеранг 100". В ответ придёт СМС с просьбой подтвердить платёж. Комиссионный сбор для абонентов "МТС", "Мегафон", "Билайн" и "Теле2" отсутствует.

В планах Театра оперы и балета на ближайшее время - концерт в стенах краевого онкологического диспансера, а также выставка работ театральных художников.
Следующий спектакль фестивальной программы (П. Чайковский, "Пиковая дама") состоится 18 февраля.

Владимир ГРЕВНЁВ
"Красноярский рабочий", 17.02.2017 г.