Цветовая схема:
Гала-концертом завершился XI Открытый конкурс артистов балета «Арабеск»
Гран-при имени Сергея Дягилева в этом году завоевал представитель Кореи Ён Джэ ДЖУН. Стоит сказать, что за всю двадцатилетнюю историю «Арабеска» он присуждался всего один раз. В 1992 году его завоевал японец Морихиро ИВАТА, ныне солист Большого театра России. В Перми в этом году он принимал участие в работе жюри. Кстати, накануне другой «жюрист» Раду ПОКЛИТАРУ прямо заявил: «У всех участников очень высокий уровень. Но Гран-при, скорее всего, присужден не будет, так как все финалисты примерно равны по силам».
Но его «пророчество», как мы видим, к счастью, не сбылось.
Ай да Сема!
Первую «женскую» премию поделили между собой Саяка ТАКУДА (Япония) и Анна ОЛЬ (Красноярск), среди мужчин первая премия также была поделена. Ее обладателями стали японец Сема ИКЕМОТО и Айдос ЗАКАН из Казахстана.
Приз Екатерины Максимовой и Владимира Васильева «Лучшему дуэту» достался все тому же Ён Джэ Джуну в паре с Ли Хо КИМ (Корея). Приз Георгия Зорича «За чистоту техники и артистичность» получила Анастасия САМСОНОВА (Улан-Удэ). Сбербанк отдал свое предпочтение (приз «В честь Галины Улановой») Анне Оль, причем, второй год подряд, а жюри прессы – Игиту ЭРХАНУ из Турции («За рост исполнительского мастерства»)
Что касается выступления пермских артистов, то дипломами удостоены Александр ТАРАНОВ, Евгения ЛЯХОВА и Дмитрий БЯКОВ. Кроме того, Таранову достался приз Пермского театра оперы и балета за лучшее исполнение номера на музыку Чайковского, Евгения Ляхова вместе с Алексеем МИРОШНИЧЕНКО получила приз жюри, учрежденный СТД, а Бяков стал лучшим перспективным участником (приз Галины Рагозиной), и он же получил приз зрительских симпатий. «Все они очень перспективны», – сказал о пермяках (всего в конкурсе участвовало 12 танцоров из Перми) член жюри, бывший главный балетмейстер перм-ского театра Кирилл ШМОРГОНЕР, ныне живущий в Самаре.
Призы лучшей танцовщице (приз Натальи Макаровой) и лучшему танцовщику (приз Михаила Барышникова) на этот раз не присуждались.
«Конкурс – это тот же театр, и он, с моей точки зрения, должен быть устроен по законам театра: не важно, получил ли участ-ник премию или нет, важно – оставил ли он в душе зрителя свой след», – сказал Сергей КОРОБКОВ, председатель жюри прессы.
Силовое поле балета
Гала-концерт прошел под грустную ноту. Именно 28 апреля не стало Екатерины МАКСИМОВОЙ. Перед концертом был показан фильм в ее честь.
«Ее танец был совершенством. Природа создала чудо. Эталонные данные, гармония арабесков, идеальные позы, воздушный прыжок, легчайшее вращение и незаметная глазу техника – непринужденная и чистая. Она могла предстать героиней любой эпохи, докапываясь до сути только самостоятельно. Дуэт Максимова-Васильев доказал миру, что силовое поле балета – искусство дуэта, мужчины и женщины. Они парадоксальным образом сходились в контрастах его русской удали и ее европейского очарования. Они были живыми легендами при жизни, теперь она ушла в мир легенд вечных», – так говорили о великой балерине со сцены.
Что касается самого фестиваля, то Владимир ВАСИЛЬЕВ сказал, что этот «Арабеск» был на порядок выше предыдущих, и вы-брать лучших было очень трудно.
Из истории
«Арабеск» – российский балетный конкурс, открытый для участия в нем иностранцев. С 1990 года в нем приняли участие более 650 молодых исполнителей: солистов балета и учащихся хореографических училищ.
Художественным руководителем и председателем жюри является народный артист СССР Владимир Васильев, с 1996 года жюри возглавляла его жена – несравненная Екатерина Максимова, к несчастью, ушедшая из жизни в прошлом году. Именно ее памяти и был посвящен прошедший конкурс.
С 1994 года «Арабеск» был признан ЮНЕСКО и взят под ее патронат. Президент Международного совета танца при ЮНЕСКО Милорад МИСКОВИЧ (Франция) дважды был в составе жюри.
Екатерина ОБОРИНА
«Пермский обозреватель» №16, 1 мая 2010 г.