Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Обзоры

05.02.2018

В Красноярске прошла премьера новой версии оперы «Евгений Онегин»

Фестиваль посвящен Дмитрию Хворостовскому. 3 и 4 февраля гости и зрители «Парада звезд» стали свидетелями премьеры новой версии оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин».

Неэме Кунингас«Первый раз я ставлю русскую оперу для русской публики, — признался Sibnovosti.ru главный режиссер театра Неэме Кунингас. — Я работал над «Борисом Годуновым» во Франции, год тому назад ставил «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова в Норвегии — это была скандинавская премьера. Там совершенно другая публика. Зрители, как правило, не знают содержания. В Красноярске «Евгения Онегина» будут смотреть те, у кого это произведение в крови. У каждого, кто уже видел нашу постановку и увидит еще, есть свое понимание поэмы Пушкина, особенно образов Татьяны, Ленского, Онегина».

Над новой версией красноярской постановки также работали художники Эрвин Ыунапуу из Эстонии и Анна Контек из Финляндии, известная зрителям по премьере прошлого сезона — опере «Кавказский пленник». Специально для «Евгения Онегина» в мастерских театра изготовили более 300 костюмов, все – в стиле пушкинской эпохи.

«Работая над постановкой «Евгения Онегина», я не делал акцент на оформлении сцены. Костюмы той эпохи, как сказала Анна Контек, и являются основным оформлением спектакля. Хочу, чтобы на сцене было много воздуха. Я ставлю «Онегина» третий раз. Если бы я работал над этим произведением для литовской, немецкой, финской или эстонской публики, то, безусловно, исполнение было бы совершенно другим. Как режиссеру мне пришлось бы стараться примитивно рассказать эту историю. А здесь, в России, этого как раз делать не надо. Мы, оперные режиссеры, интерпретируем произведения четырех больших школ: Италии, Германии, России и Франции. В Германии я ставил немецкую оперу «Вольный стрелок» Вебера, в России — «Дон Паскуале» Доницетти в Геликон-опере. И сейчас, здесь, в Красноярске, на сцене, где выступал Дмитрий Хворостовский мой «Евгений Онегин»... Это люкс для меня», — говорит Неэме Кунингас.

«Евгений Онегин», пожалуй, самая известная русская опера, ее неоднократно ставили не только в России, но за рубежом. Именитые оперные певцы, отдавая дань уважения гению Чайковского, исполняли «Онегина» как на своем языке, так и на языке оригинала. Многие партии хорошо известны даже тем, кто никогда не был в оперном театре. А теперь, в Красноярске, это произведение вдвойне уникально. С него свою творческую деятельность начинал Дмитрий Хворостовский.

«Эта сцена для нас стала святой. Когда красноярский театр будет носить имя Хворостовского, я думаю, будет честью для любого артиста мира выступать здесь. То, что на этой сцене проходил его дебют, это большая ответственность для тех, кто ставит и поет «Онегина». Наши гости из литовской национальной оперы Томас Павилионис, Евгения Душина из Вены, я, артисты чувствуем трепет, когда работаем над этой оперой, — говорит главный режиссер театра. — Я жду в Красноярске моего хорошего друга, однокурсника Ивара Илию. Это эстонский пианист, он был партнером Дмитрия Хворостовского в течение последних 15-20 лет. Мы общаемся С Иваром, сейчас он ректор эстонской музыкальной академии. Планируется, что в Красноярске он проведет мастер-класс. Он один из тех, кто, как и дирижер Константин Орбелян, могут передать дух этого великого певца».

У произведения «Евгений Онегин» — интересная судьба. Петр Чайковский долгое время думал над идеей создания лирической оперы, но не мог найти подходящего сюжета. И мысль об опере на пушкинский сюжет, случайно подсказанная маэстро певицей Елизаветой Лавровской, показалась ему сначала абсурдной. Он заявил, что «Онегин» – «святая книга», к которой и во сне не осмелился бы прикоснуться. Но вскоре эта идея захватывает композитора настолько, что он создает за одну ночь сценарий произведения и принимается за музыку.

«Евгений Онегин»Работа над «Евгением Онегиным» продлилась чуть больше года. После премьеры к спектаклю почти сразу пришел триумфальный успех. И по сей день это произведение считается одной из самых популярных опер в мире и считается вершиной оперного творчества композитора.

«Есть один интересный факт, с которым я столкнулся, когда работал над оперой. Мы ставили заключительную сцену Татьяны и Онегина. После я закрыл клавир и вижу надпись на нем: «Сан-Ремо, 3 февраля 1878 года». Точно 140 лет тому назад Чайковский закончил эту партитуру в Италии. Это мистическое совпадение, но оно имеет место быть», — поделился Неэме Кунингас.

Ближайшие даты «Евгения Онегина» — 10 марта и 18 апреля.

В память о Дмитрии Хворостовском в преддверии IX Международного фестиваля «Парад звезд в Оперном» солисты Большого театра исполнили одно из самых выдающихся творений Джузеппе Верди «Реквием».

Главные партии прозвучали в исполнении народных артистов России Ирины Долженко и Олега Кулько, заслуженного артиста России Михаила Казакова и Анны Нечаевой. В разное время этим певцам посчастливилось прикоснуться к гению Хворостовского, кому-то довелось просто общаться, а кто-то выходил вместе с ним на сцену. И теперь артисты приехали в Красноярск, где начиналась карьера Дмитрия Хворостовского, чтобы отдать дань памяти таланту великого певца. В этот вечер за дирижерским пультом стоял маэстро из США Сергей Ханукаев.

«Реквием» Верди в наше время исполняется крайне редко и далеко не каждый театр может похвастаться наличием этого непростого произведения в своем репертуаре. Масштаб и сложность произведения требуют объединения мощного дирижерского начала и серьезных вокально-инструментальных сил. Каждое его исполнение становится музыкальным событием. Сегодня «Реквием» можно услышать лишь в лучших оперных театрах мира – «Ла Скала», Метрополитен-опера, Королевский театр в Мадриде, Ковент-Гарден. Перед началом фестиваля редкая возможность была у красноярских зрителей.

«Реквием» Верди во многом уникален. Это, пожалуй, единственное крупное произведение маэстро, которое не является оперой, но при этом вошло в историю музыки как самое театральное воплощение традиционной церковной заупокойной службы. Оно звучит не как траурное отпевание, а как драма человеческой смертности. Четыре солиста воплощают четыре человеческих архетипа – разных по своей сущности, прожитой жизни и пришедших к финалу своего существования.

Марина БАЛЬЧУГОВА
Sibnovosti.ru, 5 февраля 2018 г.