Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Обзоры

26.06.2009

Владимир Васильев: "Русский классический балет не имеет ничего второстепенного"

Что ни говори, а красноярским театралам повезло, причём вдвойне.

Владимир ВасильевВо-первых, счастливчики, попавшие на вчерашний спектакль "Анюта" в Красноярском театре оперы и балета, посвящённый памяти народной артистки СССР Екатерины Максимовой, смогли, что называется, вживую увидеть на сцене легендарного русского танцовщика Владимира Васильева в одной из партий. Только один спектакль станцевал в Красноярске великий артист, которому в конце нынешнего сентября исполнится 62 года, и посвятил этот выход своей супруге.

Во-вторых, постановщиком "Анюты", несмотря на фантастическую занятость, выступил сам Владимир Васильев, и этот поступок можно поставить в заслугу и стремительно набирающему мировой авторитет красноярскому балету, и его руководителям - заслуженным артистам России Сергею Боброву и Марку Перетокину, которые также являются не последними людьми в мире балета. Словом, настоящим незабываемым праздником стало для красноярцев закрытие очередного творческого сезона в театре оперы и балета: потрясающая режиссура, великолепная музыка Валерия Гаврилина, декорации, каких балетная сцена Красноярска ещё не видела (в спектакле, состоящем из двух актов, место действия меняется 16 раз), мощнейшая литературная основа, помноженные на жажду творчества сибирских артистов - вот составляющие настоящего творческого успеха, свидетелями которого становится в эти дни центр России.

Владимир Викторович Васильев. Народный артист СССР. Танцовщик и хореограф. По окончании в конце пятидесятых годов Московского хореографического училища был принят в труппу Большого театра. Его наставником был легендарный Алексей Ермолаев, а партнёршами - Галина Уланова и Раиса Стручкова.

Владимир ВасильевВ Красноярском театре оперы и балета проходит премьера балета "Анюта" в постановке народного артиста СССР Владимира Васильева. В основе - музыка Валерия Гаврилина и рассказ Антона Чехова "Анна на шее". Спектакль посвящён памяти великой балерины, народной артистки СССР Екатерины Сергеевны Максимовой. И в первом премьерном балете сегодня, 25 июня, Владимир Васильев решил станцевать партию Петра Леонтьевича в честь своей супруги. По его мнению, "Французская песенка" из "Анюты" "остаётся в истории балета как одно из самых ярких проявлений Катиных талантов".

Вначале был телефильм, идея создания которого принадлежит ленинградскому режиссёру Александру Белинскому. Одним из самых главных компонентов "Анюты" режиссёр считает музыку, которая не была написана Валерием Гаврилиным специально для спектакля: вместе с Александром Белинским Владимир Васильев на даче за два дня собрал из фортепианных и других вещей весь материал, который удивительно ложится на чеховский текст. "Гаврилин весь пронизан атмосферой Чехова", - говорит Владимир Викторович.

После показа "Анюты" по телевидению директор театра из Неаполя пригласил Владимира Васильева на постановку. Таким образом, впервые сценическую версию "Анюты" увидел Неаполь. Эта постановка была признана лучшей в Италии. В Большом театре репертуар был запланирован намного вперёд, но, на счастье Владимира Васильева, театр уехал на гастроли, и заместитель главного балетмейстера предложил: "Есть один месяц. Можете ставить..."

"Анюта"С тех пор прошло 25 лет, а спектакль жив, зритель его любит: "В нём всё ясно, просто. Сохранена атмосфера, присущая Чехову, - улыбка со слезами, недосказанность, без хамства, без вульгарщины, с ощущением некоторой ностальгии по ушедшим временам. Никаких открытий в хореографии, но есть второй план: провинциальный город, скукота, дрязги, пересуды, но все друг друга знают и каждый день из десятилетия в десятилетие встречаются на бульваре".

Однако, по словам прославленного танцовщика, самым важным в "Анюте" является предыстория героев, возвращение к популярному некогда жанру драмбалета, когда ставились "Ромео и Джульетта", "Красный мак", "Медный всадник", в которых нужно было не просто танцевать, но также играть драматические роли. Постепенно драмбалет был сведён до концептуализма, и получилось, по словам Владимира Васильева, "как на "Интервидении", где есть всё, кроме песни. Некое сиюминутное яркое озарение - и мгновенное исчезновение".

"Русский классический балет не имеет ничего второстепенного", - сказал Владимир Васильев и выразил надежду, что поставленная им в Красноярске "Анюта" поможет артистам работать и в других спектаклях, потому что это тот случай, когда материал предоставляет всё новые возможности для поиска.

Сергей ПАВЛЕНКО
Фото Сергея ЧЕРНЫХ
"Красноярский рабочий", 26 июня 2009 г.