Цветовая схема:
В Сочи прошел IV Международный конкурс Юрия Григоровича «Молодой балет мира»
История конкурса вроде бы коротка, но динамика развития впечатляет: с 2006 года около 200 конкурсантов из 17 стран мира побывали на состязаниях в Сочи. И не море, солнце, пальмы стали ключевым, притягательным фактором. Притягивает имя Григоровича, уровень взыскательности, который он и его коллеги из международного жюри обеспечивают. Критерии строги, для кого-то пока чрезмерно. Но кому нужны в балете скидки на возраст, умиления, полудетские сюсюканья и пр.? И одна, и вторая стороны процесса – судьи и соискатели – словно заранее договорились: все будет по правде. Ради смысла и самой исключительности этого искусства в ряду других. И все - ради развития профессии балетного артиста. И потому название конкурса никогда не казалось выспренным. «Молодой балет мира» – все слова на месте, и обозначают именно то, что обозначают.
Есть третья сторона процесса – фактор Сочи. Масштабы строительства в городе и за его пределами впечатляют и пугают одновременно. Городу, как хорошо известно, нужны дорожные развязки, современная инфраструктура, новые отели, жилье для простых граждан. Но вовсе не хочется, чтобы Сочи был перепрофилирован из доступного всем города-курорта в еще один деловой центр. Нужно помнить, что летней столицей великой страны этот маленький город делали именно люди страны, приезжая в него и как-то благополучно умещаясь на его малом пространстве. А также особая духовная атмосфера, которую создавали выдающиеся деятели культуры и искусства, а не одни эстрадные исполнители. По сравнению с теми благословенными временами, когда город заполняли потоки многоязыкой и счастливой публики, сейчас, можно сказать, Сочи пуст.
Вот контекст, в который попадает сегодня любой художественный коллектив или творческая акция, разворачивающая работу в городе.
Конкурс «Молодой балет мира» акция целеустремленная. При поддержке администраций Краснодарского края и города Сочи, Министерства культуры РФ, Международного союза деятелей хореографии, Международной федерации балетных конкурсов и Творческого объединения «Премьера» ее ведет Юрий Григорович, которого вообще трудно чем-то испугать. Его цель развернуть дополнительную площадку для нового поколения, дать артистам на ранних этапах становления адекватное представление о профессии и о самих себе. Он привлекает именно базисными ценностями классического балета как искусства исключительного по своей сложности и красоте. Искусства полуторавековой традиции, но способного всякий раз – с приходом молодых людей – интонироваться в современном ключе и выражать своим условнейшим языком острые эмоциональные состояния современного человека.
Вот это главное послание от Мэтра новичкам услышано ими. И уже в четвертый раз составляет собственно интригу состязания. И опять загадочно – как, почему, чем классика сближает полсотни конкурсантов из Якутии и Одессы, немецкого Майнца и казахской Астаны, Казани и Токио, Красноярска и Минска, Рима и Москвы (третьего Рима). Почему современный танец, казалось бы, по определению должен был бы языковые и художественные мосты наводить. Но – нет. Второй раздел конкурса, который по традиции и по регламенту отводится современному танцу, оказался невыносим, косноязычен, убог по содержанию. И те же исполнители, облачаясь в балетные пачки и колеты, переходя на язык академизма, преображались – восходили над своими собственными возможностями.
Впечатляющий класс мастерства демонстрировали уже те, кто еще на подходах к профессии – конкурсанты младшей группы. В первую очередь – старшекурсницы Московской государственной академии хореографии Ксения Рыжкова (I премия) и Эльвина Ибрагимова (II премия) – обе ученицы профессора Марины Леоновой. А также выпускник МГАХ Нисидзимо Хаято из Японии (II премия). А также стажер МГАХ Александр Омельченко (II премия в старшей группе), воспитанник сразу трех хореографических школ: украинской, белорусской и московской. Стало традицией и давно никого не удивляет, что из этих трех образовательных центров (да еще, пожалуй, Казахстана) едут подготовленные воспитанники, и их ждут, справедливо связывая с ними надежды. На этот раз лауреатами III премии (по младшей группе) стали Валерия Грудина и Никита Шуба (Беларусь), Виктория Чувылева (Россия), Роксоляна Казак (Украина).
Удивительной сплоченностью и волей к победе отличались конкурсанты из Якутии, прибывшие в Сочи представительной делегацией. Можно только догадываться, чего стоило отправить в Сочи десять человек. Но стоило! Они поддержали своим участием дух соревнования и традицию, заложенную педагогом Натальей Посельской – участвовать, добиваться, быть постоянно в соревновательном процессе.
Сходные устремления в Йоршкар-Оле, оттуда систематически приезжают конкурсанты, там школа и театр, учебный класс и профессиональная сцена слиты. Замечательная пара Ольга Челпанова и Константин Коротков стали лауреатами III премии и обладателями, бронзовых наград (в старшей группе), а Роман Стариков и Артем Веденкин – дипломантами.
Конкурс в старшей группе, конечно, всегда зрелище впечатляющее и накаляет спор к третьему туру. В какой-то момент было ощущение, что наград на всех не хватит. Так индивидуальны, убедительны в профессиональном отношении были конкурсанты.
Пара из Казани Кристина Андреева (I премия) и Олег Ивенко (II премия) восхищала разнообразием собственных возможностей, свободой самовыражения и полным спокойствием, не изменившим им ни на одном из этапов соревнования. Японские конкурсанты, ныне солисты Одесской академической труппы Терада Мидори (II премия) и Окава Койя (I премия) не в первый раз посещают Сочи и тоже результативно – зал встречает их радостно, откликаясь на чистоту и техничность танца.
А истинный герой Дмитрий Соболевский, солист из Красноярска, с первого своего посещения Сочи стал обладателем I премии и Золой медали.
Открытием же конкурса оказался Давид Залеев, воспитанник Вагановской и Башкирской балетных школ, ныне премьер Казанского балета – он получил «Гран-При». И это решение, думается, далось международному жюри легко – перед нами был удивительно эмоциональный артист, чьи чувства не спорили с разумом, а порыв всегда был обеспечен высокоточной техникой.
Призы лучшим педагогам конкурса были присуждены Марине Леоновой и Бахтыджану Смагурову.
Помимо председателя Юрия Григоровича, в международном жюри работали Лита Бейрис (Латвия), Инесса Душкевич (Беларусь), Ни Йихуа (Китай), Мерич Сюмен Канан (Турция), Маргарита Дроздова и Юрий Васюченко (Россия), Турсынбек Нуркалиев (Казахстан), Оливье Пате (Франция), Вадим Писарев (Украина). Чувство справедливости – первое из чувств, что сопровождало оглашенное ими решение. В нем баллы, цифры, но в нем и аргументы. Так сказать, смысловая, доказательная база – то, что мастера старшего поколения хотят видеть в тех, кто продолжает их дело. А хотят они одного – чтобы их профессия постоянно прирастала осмысленным мастерством, чтобы техника не была оторвана от чувства, чтобы балетная педагогика была нацелена на выявление индивидуальности. Мы тоже этого хотим.
И особенно хотели сейчас в Сочи, наращивающем строительные мощности с олимпийской скоростью. Мы хотим, чтобы стройка не стала бесконечной и была одухотворена не одними прагматическими целями, но все же памятью о лучших, исторических днях этого места.
P.S. Хорошая новость: мэр города Сочи Анатолий Пахомов в дни проведения конкурса огласил подписанное им решение об организации Музея балета в историческом доме Сергея Худекова (1837-1927), историка балета, либреттиста, гражданина и основателя ныне знаменитого Сочинского дендрария. По завершении реконструкции его виллы «Надежда» на территории дендропарка, она станет местом музейных собраний, научных акций, просветительской работы. Это должно случиться в 2013 году.
Александр КОЛЕСНИКОВ
"Страстной бульвар, 10" №2, октябрь 2012 г.