Цветовая схема:
«Гусарская баллада» по старой доброй дружбе
Одна из премьер фестиваля российско-французской культуры «Красноярск – Париж», который стартует сегодня в Красноярском театре оперы и балета, – спектакль необычного жанра – балет-водевиль «Гусарская баллада». В нём артисты и танцуют, и поют.
Надо сказать, что популярные в народе мелодии Тихона Хренникова, использованные в спектакле, - уникальная, специально созданная для красноярской постановки композиция. Это результат творческой дружбы постановщиков с дочерью советского композитора Натальей Хренниковой и его правнуком – молодым современным композитором Тихоном Хренниковым.
Началось всё с двух телефонных звонков почти полтора года назад. Художественный руководитель театра оперы и балета, заслуженный артист России Сергей Бобров задумал выпустить накануне 100-летнего юбилея Тихона Хренникова (который будет отмечаться в 2013-м году) балет «Гусарская баллада» с поющими персонажами. Предложил стать соавтором либретто и хореографии давнему другу Красноярского театра – солистке Большого театра России, заслуженной артистке России Юлиане Малхасянц.
- Давай сделаем балет, где артисты споют! – рассказывает Юлиана о предложении Сергея Рудольфовича. – Ну да, говорю, пока балетные танцуют, хор споёт знаменитую песню «Давным-давно». Нет, говорит Бобров, давай у нас персонажи будут петь!»
Следующий звонок сделала Малхасянц уже Наталье Тихоновне Хренниковой - дочери знаменитого композитора, известному театральному художнику:
- Наталья Тихоновна много работала с моим папой – заслуженным деятелем искусств России Геннадием Малхасянцем, выдающимся российским характерным танцовщиком, оперным режиссёром и балетмейстером. Он, кстати, и в Красноярском театре оперы и балета поставил два спектакля - оперу «Мадам Баттерфлай» и балет «Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами». В общем, я позвонила Хренниковой и рассказала об идее поставить «Гусарскую балладу» и включить в балет вокальные номера. Наталья Тихоновна сказала: «Приезжай». Надо сказать, что она всегда стояла на позиции, что как Тихон Николаевич Хренников написал, так и надо исполнять, а нам правопреемница композитора разрешила создать собственную музыкальную редакцию. Отнеслась с большим теплом и пониманием к нашим задумкам.
Работа началась прошлым летом. В изнуряющую сорокаградусную московскую жару постановщики вместе с Натальей Тихоновной и её внуком Тихоном Хренниковым занимались отбором музыкального материала и составлением музыкальной композиции. Решали, кому из персонажей дать «право голоса», кому – нет.
- Я поначалу сомневалась в целесообразности смешения разных жанров, – говорит Малхасянц. – Когда зритель приходит на балет, он готовится смотреть танцы. Не каждый может воспринять, что артист на сцене начинает петь.
В созданном спектакле под аккомпанемент оперных голосов или хорового пения исполняются балетные вариации и массовые танцевальные сцены. Например, в первом действии мечтающая о гусарской судьбе Шура Азарова танцует, пока няня - солистка оперы - поёт колыбельную Светланы, во втором Шура, уже переодетая в корнета, лихо выплясывает с саблей под знаменитейшие куплеты «Давным-давно». Очень эмоциональный и драматически напряжённый момент спектакля – сцена пожара в Москве, когда артистки балета исполняют смятенный танец и одновременно звучит хоральное пение. В третьем действии, наоборот, лиха по настрою пирушка с танцами наполеоновских драгунов и эффектных красоток в старом поместье Азаровых, когда мадам-распорядительница поёт песенку Лепелетье.
Вокальные номера становятся иногда доминирующим элементом сценического действия, как романс обольстительной Жермон или патетическая ария Кутузова, которая, к слову, впервые зазвучала именно в красноярском спектакле.
- Тихон Николаевич написал её для спектакля в Центральном академическом театре Российской армии, и её должен был исполнять играющий Кутузова Владимир Зельдин, - рассказывает Юлия Малхасянц. – Но он драматический артист, не оперный, и так её ни разу и не спел. Мы долго искали ноты. Мой друг композитор Рубен Затикян перетряс все музыкальные архивы в театре Российской армии. Однако ноты нашлись в семейном архиве Хренниковых.
Зрители премьерного спектакля могут не только услышать впервые со сцены звучащую арию Кутузова, но и рассмотреть нотную партитуру Тихона Хренникова на посвящённой балету выставке, среди экспонатов, любезно предоставленных Натальей Тихоновной Хренниковой.
- Хореографам и режиссёрам зачастую нелегко подстроиться под уже готовую партитуру композитора, который писал со своим представлением о будущих спектаклях. Может не хватить фрагмента, или понадобится перестановка. Наталья Тихоновна и молодой Тихон очень творчески включились в совместную работу, за что им хочется сказать большое спасибо! Это действительно уникальный случай создания новой музыкальной редакции популярного спектакля, – подчёркивает Юлиана Малхасянц.
Надо сказать, что за результат своей работы Юлиана Геннадьевна очень волновалась, долго и придирчиво отсматривала спектакль. Но, похоже, что беспокоиться не о чем. Постановщикам удалось органично вплести пение в сценическое повествование, и «Гусарская баллада» воспринимается как удачный микс балетного и вокального искусства.
Татьяна АНТИПЬЕВА
"Городские новости" №2478, 23.11.2011 г.