Цветовая схема:
Монолог пред премьерой
“Музыкальная драма должна художественно отображать только жизненную правду”, — считал композитор Руджеро Леонкавалло. Имя Руджеро Леонкавалло вошло в историю итальянского музыкального театра как имя создателя оперного шедевра “Паяцы” и талантливого представителя нового художественного направления — веризма. В конце XIX века это направление окончательно утвердилось в итальянской опере: героических борцов за свободу сменили герои социальных низов — обыкновенные и маленькие люди. В обыденном художники-реалисты находили прекрасное, возвышенное. Композиторы-веристы в своих операх стремились раскрывать мысли и чувства социально обездоленных слоев общества. Их привлекали герои, обуреваемые сильными страстями, всепоглощающей любовью и ненавистью, страдающие и ликующие... Такова и опера Леонкавалло “Паяцы”.
Совсем скоро, 12 октября, в Малом концертном зале красноярцы смогут услышать самую известную оперу, которую в концертном исполнении осуществил дирижер Красноярского театра оперы и балета Александр Косинский. Накануне премьеры музыкальный руководитель проекта решил рассказать о спектакле нашим читателям.
— Концертное исполнение оперы “Паяцы” мы пытались осуществить несколько лет назад. Мою идею поддержал тогдашний директор театра оперы и балета Александр Петрович Шендрик. Прошло несколько репетиций, но затем сменилось руководство, а вместе с ним и планы театра: предстояли гастроли оперной труппы в Великобритании, да и драматического тенора, который мог бы достойно исполнить партию Канио, в театре не было. Однако с приходом Михаила Вишняка появилась возможность осуществления этой постановки.
В этом проекте потрясающая по своей выразительности музыка. При всей сложности для исполнителей она очень демократична, всем понятна и никого не оставляет равнодушным. Второе — это состав исполнителей. Опера как будто специально написана на этот состав и, в частности, для нашей группы баритонов, потому что в этой опере можно показать сразу три ведущих баритона. Третье — это сама форма концертного исполнения. Вообще в мире она достаточно востребована. В концертном исполнении есть особая атмосфера более близкого, я бы сказал, доверительного общения с залом. Исполнитель не отделен от зрителя декорациями, костюмами, большими сценическими расстояниями. У него есть возможность передать более тонкие состояния, эмоции, нюансы. Он общается с залом, что называется, глаза в глаза. Концертное исполнение — это еще и возможность вывести на лучшую концертную сцену города оркестр и дать ему шанс продемонстрировать достаточно высокий без всяких скидок уровень игры.
К такой форме, как концертное исполнение, мы обращаемся не часто. Артисты порой забывают, что опера — это прежде всего произведение музыкальное. Что музыка способна существовать самостоятельно в качестве полноценного произведения искусства. Все остальное — мизансцены, декорации, костюмы, свет, безусловно, очень важны, но все же вторичны и должны быть продолжением музыки, ее воплощением. При этом речь вовсе не идет об иллюстрации того, что звучит в партитуре. Однако на практике далеко не каждая постановка, не всякая режиссура способствует тому, чтобы музыка, в которой заложена вся эмоциональная и смысловая гамма спектакля, получила свое второе рождение на сцене в актерской игре и декорациях и составила с ним единое целое. Пытаясь “осовременить” спектакль, вынося на сцену “свое, давно наболевшее”, или “провоцируя” публику режиссерскими выходками, постановщики нередко используют музыку как материал для самовыражения или как способ обратить на себя внимание и при этом навязывают артистам чуждое музыке сценическое существование. Таким образом, они в угоду “своему сиюминутному” жертвуют тем вечным, что заложено в партитуре, и ради чего зритель приходит в театр. Не только режиссеры, но и сами исполнители часто забывают, что человеческий голос — самый выразительный и понятный всем музыкальный инструмент, а современный симфонический оркестр — одно из лучших изобретений человечества и что жертвовать этим нельзя ни при каких обстоятельствах. Именно концертное исполнение предоставляет нам возможность вернуться к этим изначальным понятиям.
Концертное исполнение — это тоже театр, но прежде всего театр ярких, захватывающих эмоций, возможность более тесного, доверительного общения с публикой. К тому же, в нашем исполнении есть элементы театрального действия, которое тонко и с умением осуществила солистка нашего театра, исполнительница партии Недды народная артистка РФ Лариса Марзоева.
В основу оперы легли подлинные события, непосредственно коснувшиеся семьи Леонкавалло. В местности, где жила семья, ревнивый хозяин бродячей труппы во время представления убил свою жену и ее любовника. Прообразом убитого любовника стал молодой человек, служивший в доме Леонкавалло, а отец композитора был судьей, рассматривавшим это дело. Взяв за основу этот сюжет, Руджеро Леонкавалло создал оперу, в которой страсти накалены до предела.
В конце прошлого сезона мы показали эту оперу в Железногорске. Ведущие партии исполняли Михаил Вишняк (Канио), Светлана Рацлаф-Левчук (Недда), заслуженный артист России Герман Ефремов, Олег Алексеев (Сильвио), Алексей Бочаров (Пролог), Евгений Балданов (Беппо), однако состав, который выйдет на сцену 12 октября, пока держится в секрете. 29 октября мы покажем оперу “Паяцы” в Дивногорске. В наших планах также исполнить ее после завершения ремонта на сцене театра, возможно, в несколько измененной версии. В постановке заняты и другие ведущие солисты, хорошо известные любителям оперы. Работа каждого из них интересна и открывает в каждом какую-либо новую творческую грань. Надеюсь, что наша версия концертного исполнения не оставит публику равнодушной.