Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Анонсы

01.02.2005

На крутых поворотах судьбы

С чего начинается опера? С великолепного зрелища и ярких костюмов, скажете вы и будете по-своему правы. С пленительной музыки и необычного сюжета - и в этом, безусловно, угадывается художественное чутье публики. Но бесспорно одно - нигде в театре так не господствует сила притяжения прекрасного пения, когда принимаешь не только драму чувств и ситуаций героев, но и особую трепетную интонацию души исполнителей. В оперу мы приходим услышать "живое" пение, которого так не хватает в сегодняшней духовной жизни.

Когда же голос чарует, увлекает мощью и яркостью тембра, теплотой чувств, опера словно рождается заново, открывая свои тайны неслучайному слушателю.

2 марта нынешнего года в Красноярском театре оперы и балета состоится бенефис солиста оперы, одного из ведущих баритонов, лауреата Всесоюзного конкурса им. Глинки Евгения Олейникова. В концертной программе "Берега моей жизни" бенефициант представит своеобразную летопись, в которой прозвучат фрагменты памятных спектаклей, избранные арии, песни и романсы. В числе приглашенных гостей - друзья, соратники по профессии, с которыми довелось работать Е. Олейникову за двадцать пять лет творческой биографии в театре.

"Генералом быть не хочешь?"

Такими словами встретили молодого вокалиста Евгения Олейникова на кафедре Московской консерватории. Выпускник Пермского музыкального училища, получивший блестящую академическую подготовку в классе Логвиновой Е.А., смог бы уже тогда без труда продолжить творческую карьеру в Пермском оперном театре и филармонии. Но жизнь сулила иное. Евгений, с детства отличавшийся лидерскими качествами, стремлением к достижению новых высот и тягой к переменам, устремился в Москву. Заручившись рекомендательными письмами, Олейников блестяще выдержал все три тура вступительных экзаменов. Приемная комиссия, в которую входили видные мастера оперной школы - В. Свешников, О. Свешникова, Г. Тиц, Д. Гамарикели, Е. Кудрявцева, отметила молодого вокалиста. Действительно, природа наделила Е. Олейникова яркой запоминающейся внешностью, статью, что называется, "хорошей фактурой" и великолепными вокальными данными - сочным и красивым баритоном с диапазоном в две с половиной октавы, актерскими данными и несокрушимым темпераментом. Казалось, блестящая карьера началась легко, но неожиданно перед Евгением Олейниковым встала проблема выбора. Строптивый нрав студента проявился в первый день знакомства с педагогом О. Свешниковой, предложившей ряд условий дальнейшего обучения, которые ставили под сомнение пермскую вокальную школу. Олейников смог сохранить не только самоуважение, но и верность принципам своих наставников, он отказался от заманчивых перспектив студенческой "звездной карьеры". В итоге судьба молодого вокалиста непростыми тропами продвигалась к овладению секретами певческого мастерства в классах выдающихся педагогов - А.А. Ведерникова, Г.Н. Тица, где навсегда были усвоены важные заповеди певческой культуры: "Дыхание - основа пения, это то, что управляет и ведет голос".

Жажда знаний и особая студенческая атмосфера открывала Е. Олейникову возможность побывать на репетициях, спектаклях Большого театра, где рождалась атмосфера оперного чуда. Часами он просиживал на оркестровых репетициях маэстро Е.Ф. Светланова, вслушивался в острые замечания мэтра оперной режиссуры Б.А. Покровского. "Наше знакомство состоялось на репетициях "Евгения Онегина" в оперном классе консерватории. Меня поразило то, что Покровский очень внимательно и точно оценил возможности каждого, расставил свои психологические акценты. Стало понятно, что в опере важно все - и природа голоса, и обстоятельства драматического проживания ситуации, в которой ты оказался".

По окончании консерватории открытый диплом позволял молодому солисту пробовать свои силы на лучших сценах России. Он успешно выдержал прослушивание в МАЛЕГОТ (ныне Малый оперный театр им. Мусоргского в Санкт-Петербурге), да и после казанской ярмарки молодых вокалистов не было ни одного театра страны, где бы не стремились взять в свою труппу одаренного баритона. Но московская "одиссея" внесла свои коррективы.

Красноярский меридиан

В декабре 1979 года Евгений Олейников приезжает в далекий заснеженный Красноярск. "Крутой маршрут" опять-таки выбран сознательно и бесповоротно. Увлеченный рассказами тогдашнего главного режиссера красноярского театра М.Высоцкого о перспективном молодом театре оперы и балета, Олейников сразу же включается в стремительный темп творческих исканий коллектива. "Уровень певцов в Красноярске был колоссально высоким, ведь многие приехали из столичных театров и вузов, имея не только крепкую школу, но и немалый опыт, несмотря на молодость. Всегда нужно было соответствовать, расти, равняться на сильнейших". С радостью и огромным желанием работает молодой певец над первыми своими ролями, среди которых сложнейшие баритоновые партии в спектаклях "Князь Игорь", "Аида", "Иоланта", "Евгений Онегин", "Тоска", "Пиковая дама", "Царская невеста", "Борис Годунов". И все же заманчивые предложения продолжают напоминать молодому солисту - может пора вновь изменить судьбу? Да не где-нибудь, а в самом центре оперных традиций России - в Большом театре. Кто знает, что ведет артиста по лабиринтам его творческой биографии? Слава, аплодисменты, конкурсы, жажда престижной сцены... Безусловно, творческие амбиции были присущи и Евгению Олейникову. Но все же, все предложения были отклонены. Рядом - друзья, та творческая команда, которая держала цепкими "человеческими узами" и помогала расти профессионально - В. Одоленко, М. Высоцкий, Е. Маевский, И. Шаврук, Б. Рябикин, Г. Куклин, В. Друзякин, В. Савченков и многие другие.

С 1982 года в Красноярском институте искусств Олейников пробует себя и на педагогическом поприще. Сегодня он - один из видных и ярких педагогов, способных развить музыкальную чуткость и природный певческий талант у молодых вокалистов. Но все же главное - это роли, каждая из которых незабываемая, родная как рожденное дитя в "муках и тревогах". "Для меня нет понятия маленькой или большой роли. Каждая роль - это событие, это часть моей души - от трагедийных Грязного, Князя Игоря, Скарпиа до буффонадных, ярко пародийных (Граф Альмавива, Дон Прокопио). И все же в большей мере ему интересны образы, которые вызывают контрастные переживания, они неодноплановы, решительны, страстны, во многом схожи с характером самого артиста. Они требуют долгого обдумывания, созерцания, дают вырасти не столько вокально, сколько психологически. Так, к примеру, образы Риголетто и Князя Игоря были сыграны Е. Олейниковым в достаточно молодом возрасте, что поначалу вызывало чувство "возрастного сопротивления". "Я боялся Риголетто, был не готов психологически. Мне казалось, внешний облик, образ сгорбленного жизнью старика не соответствовал моему опыту эмоционального переживания, хотя в вокальном отношении эта партия была понятна и не вызывала сомнений. Со временем, услышав в театре А. Прудника, одного из ярких драматических баритонов, получил его поддержку и напутствие".

Евгений Олейников и сегодня остается приверженцем классических традиций в постановке русских и зарубежных опер, полагая, что по большому счету все эксперименты, расширяющие пространство жанра оперы - это лишь результат влияния современной масс-культуры. "Уход от оперы и возврат к ней - явление постоянное. Это слишком серьезное занятие, которое не допускает вольностей. Почему в мире редко исполняют русские оперы? Не потому, что они неподъемны по вокальной технике, здесь другое - сложнее понять музыкальное чувство, которое вкладывает русский композитор. Трудно петь Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова, но ведь эта музыка нам ближе, доступнее, она проникает в самое нутро, в сердце и душу".

Пожелаем нашему юбиляру новых ярких ролей и незабываемых постановок, творческого долголетия и благодарного чуткого слушателя.

"Лица Сибири" №2, 2005 г.