Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Анонсы

26.02.2005

Анатолий Чепурной: "В мире музыки всем хватит пространства"

27 февраля Анатолий Чепурной отметит свою 15-летнюю деятельность на сцене Красноярского театра оперы и балета в качестве главного дирижера и музыкального руководителя. О роли дирижера в музыкальном театре, о мере его ответственности перед людьми и преданности делу мы разговаривали с Анатолием Петровичем в его кабинете в перерыве между совещанием у директора театра Веры Ситниковой и вечерним спектаклем. Постоянно звонил телефон, заходили люди - всем нужен был главный дирижер. Без него в театре замирает вся жизнь, молчит оркестр... Сам Анатолий Петрович свою работу называет своим хобби: пришел в девять утра, ушел в одиннадцать вечера. Дирижер - это судьба.

Анатолий ЧепурнойДИРИЖЕРСКАЯ судьба направила молодого Анатолия Чепурного в класс профессора Марка Павермана на факультет оперно-симфонического дирижирования Уральской государственной консерватории им. Мусоргского. Почти все ученики Павермана из того класса, в котором учился Чепурной, впоследствии стали главными дирижерами разных театров страны, причем в достаточно молодом возрасте. Паверман своими учениками гордился.

В Красноярск Чепурной приехал в 1989 году. До этого работал главным дирижером республиканского музыкального театра Коми АССР, потом дирижером-постановщиком Днепропетровского театра оперы и балета. В Днепропетровске Чепурному, по его словам, повезло, потому что постигал мастерство профессии рядом с корифеями оперного жанра, среди которых - главный дирижер театра Борис Афанасьев. Из Днепропетровска в Красноярск Чепурной уезжал после успешных гастролей в Москве, в Большом театре. На прощанье Афанасьев подарил партитуру с пометками Вячеслава Сука, легендарного дирижера Большого театра, подписав: "Дарю то, что нельзя дарить..." Афанасьев не хотел, чтоб Чепурной уезжал в Красноярск...

Чепурного приглашали главным дирижером в театр Станиславского в то время, когда на сцене Красноярского театра ставился "Гамлет". И Анатолий Чепурной выбрал свои обязательства перед красноярскими друзьями и коллегами, нежели карьерный рост. Правильно ли сделал, сейчас затрудняется сказать. Но таков выбор, который в жизни любого человека всегда есть. Главное - ни о чем не жалеть. Приглашали Чепурного и в Южную Корею, с которой у дирижера давние связи. Он там проводит мастер-классы для дирижеров, участвует в фестивалях и концертах. Любят красноярского маэстро и в Монголии, еще ему в 2003 г. присвоили звание заслуженного деятеля искусств. Но красноярский климат Чепурному ближе - он не собирается его менять.

Чепурной убежден, что дирижерский стаж в конечном итоге выливается в стабильность театра, в приобретение им собственного лица. Например, в Саратовском театре много лет работает легендарная личность Юрий Кочнев, благодаря чему у театра есть свое лицо. А в Мариинском театре на дирижерской стойке со стороны зрительного зала есть надпись: "За этим дирижерским пультом в течение 50 лет стоял Эдуард Направник"... Чепурной за дирижерским пультом Красноярского оперного всего 15 лет, возраст юный, в общем-то. Однако коллеги по дирижерской профессии уже называют Анатолия Петровича "выдающимся дирижером", чему есть документальное подтверждение -подпись Слонимского на афише "Гамлета". Афиша, наряду с другими реликвиями, хранится в кабинете, свернутая в рулон.

Сегодня можно смело говорить и о том, что у Красноярского театра оперы и балета тоже есть свои отличительные особенности. Вспомните яркие, эмоциональные концерты "Маэстро приглашает", где Чепурной выступает не только в роли дирижера, но и великолепного актера. Еще в Красноярском оперном особое, трепетное отношение к детям. В театре нужны дети - они есть в партитуре и всегда украшают театр. Так появился детский ансамбль при театре, переросший потом в студию - идея Чепурного. И сегодня главный дирижер уже не может представить в спектакле в детской роли молодую артистку, а не ребенка. Есть в детской студии и своя прима - Даша Эрлих. Ее Чепурной просто обожает, оценив талант девочки, когда она, восьмилетняя, выступала на "Волшебном микрофоне". Сейчас Даше 13 лет. И Даша Эрлих в дуэте с Ваней Зиновьевым выступит в бенефисе Чепурного.

Свой бенефис Чепурной хочет назвать променад-концертом, чтобы развязать себе руки и прогуляться по различным музыкальным жанрам и направлениям, вспомнить прошлое и представить современность. В общем, показать громадные возможности оперного оркестра, мастерство его музыкантов. Дирижер не может существовать без оркестра, а оркестр -это единый живой организм. И, как говорит дирижер, от личности каждого музыканта в нем зависит успех спектакля. Дирижеру приходится работать с человеческим материалом, то есть быть начальником вне дирижерского пульта, вне оркестровой ямы, а это, по признанию самого маэстро, самый сложный аспект его дирижерской деятельности.

Оркестр музыкального театра несравним ни с каким другим оркестром. Ведь в отличие от, скажем, филармонического оркестра, оркестр оперный каждый день репетирует и каждый вечер выходит с новым спектаклем. С разной музыкой. Гастрольные поездки за границу, а также работа с дирижерами других театров страны и зарубежья, которую красноярский зритель мог наблюдать в течение прошлого года в серии "Музыкальных приношений театра зрителям в честь 25-летия театра", только способствуют мастерству оркестра. К тому же иностранные дирижеры просто без ума от наших музыкантов и высоко ценят их профессионализм. И удивительно, с какой легкостью Чепурной отдает свой оркестр другим дирижерам - не боится. А еще утверждает, что это полезно -появляется азарт, желание сделать невозможное, исполнить лучше. К тому же в мире музыки столько пространства, говорит Чепурной, что слово "жалко" здесь неуместно: "Интересно, поучительно - да, и для меня, и для оркестра".

- Анатолий Петрович, что хотелось бы поставить на сцене театра? Говорят о возвращении "Гамлета"...

- Этот спектакль, к сожалению, исчез из репертуара с уходом солистов. Планов много, но не все зависит от моего желания, потому что театр - это сложный мир из множества составляющих. Мечтаю поставить спектакль, близкий к ораториальному, как пример - "Аида". Люблю Верди, Чайковского, Прокофьева, безумно люблю Моцарта (мечтаю о "Дон Жуане"). Сейчас работаем над "Итальянкой в Алжире" Россини. Кстати, у Россини 29 февраля - день рождения, и в репертуаре у нас в этот день - "Севильский цирюльник"... Мне хотелось бы угадать вкус публики и поставить спектакль, который она приняла и на который пошла бы...

Дирижер Чепурной ходит быстро - за ним в театральном коридоре я еле поспевала. Привычка, которую Чепурной перенял у прославленного дирижера Исидора Зака, не признающего лифтов и в 80 лет. Насколько руки привыкли дирижировать, настолько ноги быстро ходить. Вообще, работа дирижера сравнима с работой шахтера, и без хорошей физической подготовки здесь не обойтись. Поэтому Чепурной любит плавание, теннис и... ходьбу по театральным коридорам. Любит много чая, вино - красное сухое. Любит Хакасию, куда каждое лето уезжает всей семьей и с двумя собаками и двумя кошками. Живут в палатках, жарят шашлыки, варят уху. Три дочери Чепурного, кстати, выбрали музыку: Ира учится по классу скрипки, Наташа -виолончели, а Лена закончила институт по классу фортепиано.

С Анатолием Петровичем говорили и о солистах, которых в театре не хватает как в опере, так и в балете. Однако, по мнению главного дирижера, это нормальное явление для провинциального театра. Люди стремятся уехать в Москву и проявить там свои таланты, получая солидные гонорары, о которых в провинции можно только мечтать. Из столицы - за границу, где мастерство наших артистов, как никаких других, ценится высоко, еще сохранена школа подготовки музыкантов, певцов, танцоров. Вспомнили и о Дмитрии Хворостовском, чей портрет висит в кабинете Чепурного. Приезд певца стал бы событием в культурной жизни Красноярска, но у Хворостовского слишком плотный график, пока.

Главный дирижер высоко оценивает то, что делает Сергей Бобров, главный балетмейстер, в красноярском балете, а Вячеслав Цюпа - главный дирижер театра, в опере (постановки Цюпы занимают большую часть репертуара). Это безусловный шаг вперед и перспективы на будущее: "Театр - это эксперимент, который не всегда может быть понятен современниками". Эксперименты Боброва публика, в том числе и иностранная, принимает с восторгом. Недавние балетные гастроли Красноярского театра в Великобритании и Италии и их успех - высокая оценка сибирского театра, с которой уже невозможно не считаться. Это факт. А в октябре - новые гастроли: с оперой "Травиата" в Южной Корее.

- Современный театр в какой-то степени идет на поводу у зрителя, - говорит Анатолий Петрович, - потому как должен зарабатывать. Однако театр и в этом случае формирует музыкальный вкус своего зрителя, который выражается в хорошем исполнении музыки, хорошей игре актеров. Далеко не все театры могут себе позволить держать штатных солистов звездного уровня. Венский оперный театр субсидирует государство, иначе без театра Австрия не будет Австрией. В Великобритании в каждом городке свой театр, там проходят всевозможные фестивали, где выступают артисты со всего мира! В Пекине в 2006 году откроется самый большой в мире оперный театр. Мир меняется очень быстро. Хотелось, чтобы и у нас в стране позитивное отношение к культуре менялось также стремительно. В итоге ведь состояние культуры определяет уровень нации...

Большие надежды, в плане культурного прорыва на сибирской земле, Анатолий Чепурной возлагает на Международный музыкальный фестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона, который, возможно, в нынешнем году, наконец-то, после долгого перерыва состоится в Красноярске. Он проходил в нашем городе в 1992 и 1995 годах и запомнился - культурные деятели азиатских государств постоянно спрашивают о нем и с радостью прислали бы свои делегации...

"Сегодняшняя газета", февраль 2005 г.