Цветовая схема:
Любой оперный фестиваль - всегда праздник для любителей музыки и театра. Но оперный фестиваль памяти Словцова все же не оставил такого чувства удовлетворения, как, скажем, Вердиевский (зимой 2001 года).
Хотя он и был посвящен легендарному "сибирскому соловью", словцовского на нем было чрезвычайно мало. Конечно, отрадно было слышать в исполнении конкурсантов произведения из репертуара нашего выдающегося земляка и видеть в театральном фойе ценнейшие экспонаты краеведческого музея, связанные с Петром Ивановичем Словцовым (впервые за всю историю фестиваля его имени!). Но в фестивальной афише не нашлось места для "Травиаты", "Севильского цирюльника", "Евгения Онегина" - опер, в которых некогда блистал Словцов и которые идут сейчас на красноярской сцене. Ни в "Тоске", ни в "Отелло", ни в "Бале-маскараде", ни в "Кармен", ни в "Дочери полка" он никогда не пел. Только "Царская невеста" под вопросом: возможно, и была в его послужном списке лирическая партия боярина Лыкова. Сведений на сей счет я не нашла.
Мне могут возразить. Мол, фестиваль имени Ф. И. Шаляпина в Казани включает в себя произведения не только из репертуара этого гениального певца-актера. И все же именно "шаляпинские" оперы неизменно составляют большую часть этого ежегодного праздника. А "Вечер романса" на сцене оперного театра 26 октября? Не секрет, что в последнее время солисты театра предпочитают исполнять в такого рода концертах "жестокие" цыганские романсы, всегда гарантирующие шквал аплодисментов. Да и устроители вечеров романсов просят петь "попсу" (это я процитировала выражение одного из заведующих оперной труппой). Не чурался популярных старинных романсов и П. Словцов. Но их он пел, как правило, на бис. А основу его камерного репертуара всегда составляли творения Варламова, Глинки, Чайковского, Рахманинова. Я полагала, что камерный вокальный вечер вспомнит отсутствие в фестивальной программе "словцовских" опер. Но увы, просчиталась. Опять преобладали "Очи черные" и иже с ними. Скромный, но очаровательный "венок" романсов Даргомыжского и Чайковского преподнесли слушателям только Герман Ефремов, заслуженная артистка России Светлана Ефремова и гость из Праги, народный артист Башкортостана Владимир Белов. Особое спасибо супругам Ефремовым за шуточный дуэт "Ванька-Танька" Даргомыжского, без которого не обходилось ни одно совместное выступление супругов Словцовых! О какой-либо продуманности программы "Вечера" говорить не приходится. Нам уже в который раз предложили "лоскутное одеяло".
Практически экспромтом оказался и заключительный концерт-"монстр", длившийся около пяти (!) часов. Во всяком случае, многие наши артисты узнали о своем участии в нем и о том, что они должны петь, лишь за два дня (а то и меньше) до этого мероприятия. Если бы не первое отделение концерта, где выступили лауреаты и дипломанты только что завершившегося вокального конкурса, то вполне можно было бы подумать, что организаторам концерта нет совершенно никакого дела до Словцова.
Во втором отделении воцарилась атмосфера капустника (опять звон "мобильника" в кармане главного дирижера театра А. Чепурного, опять "размножение" оперных персонажей - на сей раз тореадора), уместная в Новый год, День театра, 8 Марта, 1 апреля, но никак не на вечере, посвященном певцу-поэту, певцу-художнику.
В памяти ностальгически всплывают тематические концерты прежних фестивалей имени Словцова. Какой чистотой, одухотворенностью веяло тогда со сцены! Как проникновенно, высокопрофессионально, вполне в традициях замечательного предшественника пел коронные номера репертуара Петра Ивановича - русскую песню "Вечерний звон" и романс Владимира из оперы "Дубровский" Направника - Анатолий Лысенко, недавно, к сожалению, явно преждевременно ушедший из театра...
О виновнике торжества вспомнили незадолго до окончания третьего отделения гала-концерта, когда наконец-то появился его портрет, и со старой пластинки полился хрустальный, давно обработанный лирический тенор. Интересно, слышал ли раньше пение Словцова самородок Василий Трифонов, без которого уже год не обходится ни один престижный концерт? Скорее всего - нет. Иначе призадумался бы, можно ли, даже при наличии великолепных данных, петь рядом с профессионалами, не позаботившись серьезно о правильной постановке голоса, не избавившись от излишней его вибрации, не выучив как следует интонационный и ритмический рисунок из концерта в концерт исполняемого им с массой неточностей романса Неморино из оперы "Любовный напиток" Доницетти. Трифонов обласкан главным дирижером театра, местными средствами массовой информации. Главный режиссер, сидя во время концерта в зрительном зале, уподобляясь клакеру, что есть мочи кричал: "Браво, Вася! Пой еще!" (У кого от всего этого не закружится голова?) Но П. И. Словцову едва ли пришелся бы по душе такой дилетантизм на сцене оперного театра.
Между прочим, на Василии Трифонове не "сошелся клином белый свет". В нашем крае есть и другие таланты из народа. Анатолий Ярошенко из Большой Ури и отец Дмитрия Хворостовского Александр Степанович обладают не менее красивыми, но несравненно благороднее звучащими голосами. Однако ни того, ни другого никто не "раскручивает", и маэстро пока не торопится приглашать их в свои концертные программы. А жаль...
Я бы с огромным удовольствием писала лишь приятные для театра вещи. Был бы только повод! Хорошо, если хоть что-то из высказанных выше замечаний будет учтено при подготовке следующего фестиваля имени П. И. Словцова.
Любовь ЛАВРУШЕВА
"Красноярский рабочий", 17 ноября 2001 г.