Цветовая схема:
В рамках недавно завершившегося фестиваля "Гимн прекрасному" в Красноярском театре оперы и балета состоялось концертное исполнение оперы Верди "Аида", через год после первого аналогичного опыта. В целом оно оказалось более удачным, чем прежнее, благодаря тому, что теперь все артисты пели эмоционально наполненно, а не просто "докладывали" нотный текст.
Тамара Пронина значительно усовершенствовала свою вокальную интерпретацию образа Аиды. Партия Радамеса давно вошла в репертуар Василия Горшкова. Красноярцы же услышали его в "Аиде" впервые. В. Горшков не просто хорошо рассчитал силы, но пел в каждой новой картине все лучше и лучше. А в заключительной сцене был прямо-таки безупречен как вокалист. Об удивительной по красоте и утонченности мелодии предсмертного дуэта главных героев оперы один из современников великого Верди сказал: "Не столько звуки, сколько слезы..." Именно так, вполне в соответствии с авторским замыслом, она прозвучала в исполнении В. Горшкова. Особенно ценно то, что певец сумел сохранить лирическую окраску голоса и на самой высокой ноте, что удается далеко не каждому исполнителю сверхсложной партии египетского полководца.
А Елена Семикова впервые спела Амнерис. Молодая солистка театра эффектна, артистична. Она глубоко прочувствовала характер дочери фараона - гордой, своенравной и вместе с тем вызывающей сострадание из-за своей неразделенной любви. Но ее новую творческую работу можно будет считать по-настоящему событийной только тогда, когда Е. Семикова в нижнем и среднем участках своего красивого меццо-сопрано добьется такой же яркости и "собранности" звука, какая сейчас свойственна верхнему регистру ее голоса.
Владимир Ефимов (эфиопский царь Амонасро), Григорий Концур (Верховный жрец), Анатолий Березин (Фараон), Валентина Антоненко (Жрица) участвовали еще в первой постановке театра "Аиды" (почти четвертьвековой давности). И их пение нисколько не утратило выразительности.
У Николая Тричева (Гонец) очень хорошие вокальные данные. Но голосовой аппарат молодого певца "зажат" сверх всякой меры. И без помощи опытного педагога-консультанта Н. Тричев едва ли достигнет профессионального уровня, необходимого для исполнения ответственных теноровых партий.
Оркестр и хор, несмотря на колоссальную нагрузку в дни концертно-театрального фестиваля, не выказали усталости и были не менее убедительны, чем солисты-вокалисты. Некоторые шероховатости ощущались лишь при исполнении оркестрового вступления к опере. Дирижер оркестра Анатолий Чепурной провел концертный вариант "Аиды" уверенно, увлеченно, темпераментно. Все, кто причастен к этой работе оперной труппы, вполне готовы к новому сценическому воплощению "Аиды", которое театр намеревается осуществить к своему 25-летнему юбилею (в 2003 году).
Будем ждать!
Любовь ЛАВРУШЕВА
"Красноярский рабочий", 20.02.2002 г.