Цветовая схема:
Хороший подарок получили красноярские любители оперного искусства, которым посчастливилось побывать на премьере оперы Александра Бородина "Князь Игорь".
Этим ярким спектаклем Красноярский театр оперы и балета достойно завершил свой 35-й сезон. В отличие от недавней премьеры в столичном Большом театре, где знаменитый режиссёр Юрий Любимов сократил "Князя Игоря" почти в 2 раза, режиссёр-постановщик нашего спектакля, заслуженная артистка России Юлиана Малхасянц обошлась без заметных купюр, верно следуя партитуре и либретто Бородина, основанному на "Слове о полку Игореве". По мотивам этой древнерусской патриотической поэмы, рассказывающей о неудачном походе на половцев четырёх русских князей во главе с князем Игорем Святославичем, композитор и создал оперу "Князь Игорь".
Бородин трудился над этой оперой 18 лет, но так и не успел её закончить. Уже после его смерти композитор Александр Глазунов завершил работу своего учителя. Впервые опера "Князь Игорь" была поставлена на сцене Мариинского театра в 1890 году и сразу вошла в ряд классических произведений этого жанра, покоряя сцены театров не только России, но и всего мира. В декабре 1978 года премьерой именно этой оперы был открыт 1-й сезон только что созданного Красноярского театра оперы и балета. И вот – новая встреча с "Князем Игорем" на берегах Енисея!
Похоже, встреча эта была долгожданной. Не случайно зал на премьерных спектаклях был полон, и многие эпизоды прерывались аплодисментами и криками "браво". Особенно пришлись по нраву публике хан Кончак (заслуженный артист Хакасии Владимир Киржибеков), молодой князь Владимир Игоревич (артист Евгений Балданов), Ярославна (артистка Надежда Комарова) и другие солисты театра. А уж "Половецкие пляски" (хореография Касьяна Гойлезовского) вызвали у сибиряков настоящий восторг. Сочетание музыки, завораживающего вокала и вихревых танцев произвело на всех неизгладимое впечатление.
Вообще если к некоторым вокалистам и есть претензии, то хореография и сценография спектакля очень даже впечатляют. Художник-постановщик Дмитрий Чербаджи сумел сохранить классическую монументальность оперы и в то же время наполнил её динамизмом, используя мобильные декорации, создавая пластический и цветовой контрасты, усиливающие зрелищный эффект.
Столкновение двух противоположных пассионарных культур, ярко показанное в этом спектакле, представляется весьма актуальным для нашего времени, когда происходит взаимопроникновение и противоборство традиций Востока и Запада. Полем этого противоборства, как и в древние времена, вновь оказывается матушка Россия.
На снимке: сцена из спектакля (князь Игорь – Владимир Ефимов).
Иван БЕЛЯКОВ
"Красноярский рабочий", 05.07.2013 г.