Цветовая схема:
В Красноярском театре оперы и балета с успехом прошла премьера оперы-балета "Кармен" на музыку Жоржа Бизе в оригинальной интерпретации заслуженного артиста России Сергея Боброва (постановка и хореография).
Сегодня трудно в это поверить, но первая постановка великой оперы Бизе, состоявшаяся в 1875 году в Париже, с треском провалилась. Хотя, казалось бы, история свободолюбивой и дерзкой цыганки, погибающей от руки влюблённого в неё сержанта Хозе, должна была привлечь внимание публики, а яркая зажигательная музыка не могла не понравиться меломанам. Тем не менее, опера провалилась. Сам композитор, не в силах пережить фиаско, умер спустя три месяца после премьеры, а уже через несколько лет "Кармен" была возобновлена и стала пользоваться бешеным успехом у публики. Так что не только "сердце красавиц склонно к измене и перемене...". И с тех пор эта опера – одна из самых популярных во всём мире.
За долгие годы было представлено много разных версий и интерпретаций. Несколько лет назад мне довелось слушать оперу "Кармен" в нашем же театре, в каноническом варианте. А задолго до этого по советским киноэкранам прошёл фильм-балет "Кармен-сюита" на музыку Бизе в аранжировке Родиона Щедрина, где автором хореографии был кубинский балетмейстер Альберто Алонсо, создавший эту версию специально для Майи Плисецкой. И в дальнейшем было немало авангардных спектаклей и фильмов, поставленных самыми разными режиссёрами.
На этом фоне красноярская версия представляется вполне удачной, оригинальной и впечатляющей. Сохранена великая музыка, действие стало более острым и динамичным (либретто Сергея Боброва и Юлианы Малхасянц по мотивам новеллы Проспера Мериме), вокал и хореография сплетены воедино, дополняя и усиливая друг друга. И ничуть не смущает то, что на сцене одновременно появляются две Кармен, два Хозе, два Эскамильо. Язык пластики и танца не менее понятен и выразителен, чем язык вокала.
Особенно запомнились исполнительницы заглавной партии Дарья Рябинко (вокал) и Мария Куимова (балет). Кармен поющая и Кармен танцующая – два проявления одной души, страстной и своевольной, гордой и свободолюбивой. Впрочем, публика тепло принимала и исполнителей партии Хозе (солиста балета Демида Зыкова и вокалиста Михаила Вишняка), и тореадора Эскамильо (солиста балета Кирилла Литвиненко и народного артиста России Владимира Ефимова), и других исполнителей.
Добрых слов заслуживает игра оркестра под управлением заслуженного артиста России Анатолия Чепурного. Объёмности восприятия способствовало то, что хор расположился на балконах. Динамичной и яркой игре артистов вполне соответствовала лаконичная и экспрессивная сценография (художник Анна Нежная).
На премьере был аншлаг. Можно надеяться, что и на последующих спектаклях зал будет полон.
На снимках: Кармен (солистка оперы Дарья Рябинко). Кармен и Хозе (солисты балета Мария Куимова и Демид Зыков).
Эдуард РУСАКОВ
"Красноярский рабочий", 3 декабря 2013 г.