Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Рецензии

23.04.2002

Красноярская "Кармен-2002"

Накануне своего 25-летнего юбилея красноярская балетная труппа в третий раз обратилась к такому шедевру, как "Кармен". Но раньше она исполняла хореографические версии "Кармен-сюиты" Бизе-Щедрина – одноактного произведения в жанре оркестровой транскрипции, предполагающего присутствие на сцене минимального количества персонажей-символов.

Постоянно сотрудничающий в последнее время с нашим театром московский балетмейстер Сергей Бобров предложил "полнометражный" спектакль с гораздо более развернутым сюжетом, лишь в деталях отличающимся от привычного оперного.

Музыкальной основой балета, сочиненного Сергеем Бобровым, стала композиция, в которую редактор Дмитрий Котов включил целый ряд номеров из оперы "Кармен" (в иной последовательности, нежели в оригинале), добавив к ним фрагменты из других произведений Бизе – музыки к драме Доде "Арлезианка", опер "Пертская красавица" и "Искатели жемчуга", а также из уже упоминавшейся "Кармен-сюиты". Предполагается, что со временем музыкальное сопровождение спектакля будут обеспечивать красноярские театральные певцы и оркестр в "живом" звучании. А пока он идет под фонограмму. Признаюсь, что для меня среди позитивных впечатлений от спектакля на первом месте именно эта фонограмма, позволяющая наслаждаться эталонным пением мировых оперных звезд и игрой первоклассных оркестров. Жаль, что в театральной программке не указано, кого же все-таки мы имеем счастье слышать.

Никаких претензий нет ни к художнику-постановщику Дмитрию Чебарджи, эффектно и созвучно музыке оформившему и "одевшему" спектакль, ни к прекрасной характерной танцовщице из Большого театра Юлии Малхасянц, выступившей в качестве ассистента балетмейстера и помогавшей красноярским артистам освоить предложенный постановщиком хореографический текст. Хорошо подобраны исполнители центральных и эпизодических ролей, добросовестно выполняющие задания Боброва. Это и "патриарх" труппы Александр Куимов (капитан Цунига), и нынешняя прима-балерина Наталья Хакимова (Кармен), и очень техничный, но более интересный в "классике" Александр Зубков (Хозе). В общем, убедительны "все, все, все...". Особо хочется отметить типично лирическую балерину Аллу Юхимчук, которая в роли нежной и чистой Микаэлы показалась более выразительной и эмоциональной актрисой, нежели в прежних своих работах.

Но то, что накануне премьеры интриговало больше всего, оказалось, на мой взгляд, самым уязвимым звеном нового спектакля. Хотя и есть в решении Бобровым "Кармен" ряд колоритных эпизодов (некоторые массовые танцы, сцена гадания), все же, увы, "перевешивают" надуманность, "многословие", самоповторы либо лексические заимствования у такого светила, как Юрий Григорович, чьим учеником Сергей себя считает. Но коль скоро ты хочешь быть истинным последователем мэтра, то учись у него искусству находить полную гармонию между музыкой и пластическим рисунком на протяжении всего (!) спектакля. К тому же призывал и выдающийся хореограф Касьян Голейзовский, 110-летию которого театр посвятил рецензируемую премьеру. А пока такие гениальные мелодические откровения Бизе, как арии Хозе и Микаэлы, а также их дуэт хочется только слушать. С закрытыми глазами. Дабы не расстраиваться и не раздражаться. Повторяю, танцовщики в этом нисколько не повинны.

Любовь ЛАВРУШЕВА
"Красноярский рабочий", 23.04.2002 г.