Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Рецензии

24.10.2008

Па в стиле модерн

Творческий сезон в Красноярском театре оперы и балета открылся премьерами двух одноактных балетов. Художественный руководитель театра Сергей Бобров представил публике два спектакля, с которых больше десяти лет назад началась его карьера балетмейстера.

«Инфанта и шут» Балет «Инфанта и шут» по мотивам произведения Оскара Уайльда «День рождения инфанты» Бобров поставил на музыку Альфреда Шнитке. Признаться, до этой постановки совершенно не представляла себе, как можно в классическом балете что-то показать на музыку композитора-авангардиста. Оказалось — можно. Более того — классические балетные па здесь как нельзя органичней сочетаются с модерновой пластикой.

…Красный луч, внезапно выхватывающий из темноты сцены одинокую фигуру, словно изначально предвещает ее обреченность. Через мгновение на сцене зажигается свет — и мы видим маленького смешного человечка с распахнутой детской улыбкой. Он живет в гармонии с собой и миром, не ведая о его несправедливости. Но через несколько секунд слуги инфанты заберут его с собой, в подарок на ее день рождения. И колесо Фортуны повернется в другую сторону — он полюбит ту, для которой он всего лишь игрушка, забавный карлик. А вскоре, впервые в жизни увидев свое отражение в зеркале, шут поймет горькую правду — и сердце его не выдержит…

Нервная, тревожная музыка Шнитке сполна передает трагизм этой истории. Что великолепно передано и в танце — прыжки и движения шута (Иван Карнаухов) диссонируют с традиционной классической балетной пластикой инфанты (Анна Снегина) и ее свиты. Он чужой в этом мире — и вскоре мир с жестоким равнодушием отвергнет его…

Впервые балет «Инфанта и шут», с солистами Большого театра, был показан в Сан-Франциско на престижном фестивале «United We Dance», посвященном 50-летию ООН. И, что примечательно, уже в этой миниатюре (как и в «Антигоне») отчетливо виден почерк Боброва-хореографа. Который спустя годы сполна проявится в его постановке балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева.

«Антигона» — еще одна экспериментальная постановка Сергея Боброва. Красноярцам она известна под названием «Дочь Эдипа». Но в новой версии балетмейстер вернулся к тому названию, под которым когда-то впервые выпустил этот балет в Москве. Все-таки главная в спектакле — сама Антигона, благородная личность, противостоящая тирании, а не ее принадлежность к царскому роду Эдипа.

Сюжет древнегреческого мифа об Антигоне не раз получал воплощение на театральной сцене. Новаторский спектакль Сергея Боброва поставлен на музыкальную композицию Марка Пекарского, в которой использованы как его собственные произведения, так и музыка В. Артемова, В. Мартынова, С. Прокофьева и Д. Кейджа. Исполняется все исключительно на ударных инструментах. Ансамбль ударных под руководством Алексея Крыжановского (он находится на возвышении над сценой, а не в оркестровой яме), задающий ритм происходящему, одновременно как бы выполняет здесь функцию древнегреческого хора. А костюмы к балету выполнил известный художник Теодор Тэжик, хорошо известный даже нетеатральной публике своим оформлением к фильму «Кин-дза-дза».

Сегодня, спустя восемь лет после премьеры «Дочери Эдипа», обновленная версия этого спектакля, «Антигона», как и прежде, поражает своей мощной энергетикой. Звуки ударных, раздающиеся со сцены, невольно отзываются вибрацией и в крови слушателей — во всяком случае, именно такими впечатлениями обменивались зрители после просмотра балета. Это не просто действо — сценическое воплощение некоего древнего ритуала. Где тирана (Креонт, фиванский царь, — Демид Зыков), поправшего законы божьи и человеческие, уничтожившего осмелившуюся противостоять его произволу личность (Антигона — Мария Куимова), в финале ждет расплата — на него точно так же, презрев родственные узы, восстает его собственный сын (Гемон — Андрей Асиньяров). Но и убивший дракона тоже рискует стать драконом… История повторяется по кругу. И неизменно, какова бы ни была жестокость правителей-временщиков, всегда найдется личность, не боящаяся бросить вызов тирании.

Кстати, дирижировал «Антигоной» на открытии сезона в оперном сам Пекарский. А на бис после спектакля он показал небольшой перфоманс (в совместной постановке с Сергеем Бобровым), где продемонстрировал как свои дирижерские способности, так и отменное чувство юмора — маэстро управлял оркестром с помощью не только дирижерской палочки, но и весьма выразительной мимики.

Парад премьер, приуроченный к открытию сезона, в театре продолжается. В эти дни можно также увидеть новую версию балета «Щелкунчик» П. Чайковского в постановке солиста красноярского балета Аркадия Зинова. 25 октября — дебют молодых солистов театра Анастасии Лепешинской (Кармен) и Алексея Бочарова (Эскамильо) в опере «Кармен» Ж. Бизе. Партию Хозе в ней исполнит солист Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Михаил Урусов. А 30 октября — одна из нашумевших последних премьер театра «Мадам Баттерфлай» Дж. Пуччини.

Елена КОНОВАЛОВА
«Вечерний Красноярск», 24 октября 2008 г.