Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Рецензии

28.07.2003

Роскошная сказка для взрослых

Красноярский театральный сезон закрыт. Распущены на летнее время труппы. Актеры из героев-любовников, инженю, травести, и комических героев превратились на время в дачников, курортников, лентяев и домоседов (то есть, стали нормальными людьми). Костюмеры списывают пришедшие в негодность полинявшие мантии и кринолины, обувщики горестно вздыхают над грудой изношенных туфелек и ботфортов, а постижеры требуют денег на новые парики. Лето – это время, когда латаются дыры и строятся планы на будущее. Но всему этому предшествовало событие, которое… Ах, до чего же эффектное завершение было у этого сезона!

«Спящая красавица»Императорский театр (а именно так любит называть его сама директор), театр оперы и балета под занавес буквально ослепил горожан роскошной премьерой, которая завершила столь знаменательный юбилейный сезон (во всяком случае, первую его часть). «Спящая красавица» Петра Ильича Чайковского и Мариуса Петипа – спектакль, на который вдохновили его создателей эпоха Людовика XIV и сказки не менее знаменитого француза Шарля Перро. Спектакль, в котором сочетаются помпезность и яркость придворного балета с хрустальной чистотой детской сказки, и где, как в любой сказке, за внешней простотой и наивностью сюжета скрывается глубокий философский смысл.

Этому шедевру, давно признанному «энциклопедией классического танца», уже более ста лет. Он стоит в репертуарах всех уважающих себя театров, и зритель валит на него валом. В красноярском театре это уже не первая постановка «Спящей красавицы» - впервые она появилась на афише в 1992 году, но со временем поистерлась, развалилась, так что назрела необходимость в новом спектакле. И вот Серегей Бобров – известный московский хореограф, последнее время автор почти всех громких балетных постановок театра, взялся за очередной титанический, но благодарный труд.

Ученик Юрия Григоровича, Сергей Бобров в своих постановках всегда стремится к компактности и зрелищности спектаклей. Нынешняя «Спящая красавица» - это не Мариус Петипа в чистом виде, это вариация на тему Мариуса Петипа. Переставлены некоторые номера, убран из финала немного тяжеловесный апофеоз, который в подражание версальским зрелищам должен был прославлять Аполлона, усилена характерность персонажей, что очень выигрышно подчеркивает драматургическую линию спектакля. Так, например, заново поставлен танец единственного отрицательного персонажа сказки – феи Карабос. Кстати, в новой постановке в двух первых составах эту партию исполняют мужчины, хотя в моем случае (а это был второй премьерный день), фею Карабос блистательно исполняла Анастасия Корешникова, вызывая каждым своим появлением бурные аплодисменты зала.

Но при всех этих нововведениях Бобров очень трепетно сохранил стилистику великого хореографа, ни в коей мере не претендуя на «осовременивание архаики». Так что, на мой взгляд, зрители, увидевшие «Спящую красавицу» впервые в жизни именно в этой постановке, смогут полностью проникнуться атмосферой балета Петипа безо всяких искажений, что само по себе очень ценно. А исполнение! Говоря о балете, трудно избежать патетики, потому что это один из немногих жанров искусства, где красота и гармония доведены до абсолюта. Затем мы и ходим на спектакли, чтобы хотя бы на время погрузиться в этот чистый источник, отбросив все повседневности и обыденности. Так стоит ли стесняться того, что появление принца Дезире (в переводе с французского – принц Желание), в потрясающем исполнении Аркадия Зинова, заставляло сильнее биться сердце и захватывало дыхание от его воздушных полетов-прыжков! И до сих пор стоит перед глазами принцесса Аврора Натальи Хакимовой, такая изящная и легкая, что казалось, будто она вся наполнена каким-то нежным светом. А фея Сирени Марии Куимовой и уже выше упомянутая фея Карабос Анастасии Корешниковой! Аплодисменты то и дело прерывали спектакль, и это были отнюдь не вежливые хлопки посвященных балетоманов, но, поверьте мне, искреннее восхищение всей, такой разной, и подчас непонятной публики. К слову, даже оркестранты - не самые эмоциональные существа в театре, поднялись в конце спектакля со своих мест и аплодировали солистам.

Незабываемое впечатление произвел на меня Максим Клековкин в роли Голубой птицы. В этой эпизодической, хотя и большой по объему партии, ему удалось буквально заворожить зал силой и красотой своей пластики, в которой чувствовался явно незаурядный талант. И, конечно, было бы непозволительно обойти в своих восторгах художника-постановщика Дмитрия Чербаджи – постоянного спутника Сергея Боброва во всех его творениях. Если бы вы знали, какое это везение режиссеру найти своего художника, а художнику своего режиссера! Если эта счастливая встреча происходит, то такие союзы обычно заключаются надолго, где каждый понимает другого с полуслова, и порой не разберешь, кто рождает идею, а кто ее развивает. Да это уже и не важно!

«Спящая красавица» Чербаджи – это пастельные полутона, словно раздвигающие пространство, «тающие» абрисы - ничего конкретного, словно пейзажи в тумане. Но, вкупе с роскошными, изысканными по цвету костюмами все это создает удивительно светлую атмосферу праздника жизни - не крикливого, но изящного, утонченного, как сама природа. Да, удалось театру Оперы и балета восхитить зрителей. Директор театра Вера Степановна Ситникова может быть довольна – поистине императорский спектакль поставили в такой показательный двадцать пятый сезон. Наверное, опять на гастроли надолго увезут такую красивую постановку… Ну и пусть – вернутся же! Только вы, дорогие мои читатели, не пропустите то, за что иностранцы будут платить большие деньги. Этот спектакль, поверьте, украсит вам жизнь!

Кристина ШТУЧКИНА
Newslab.ru, 28 июля 2003 г.