Цветовая схема:
Труппе Красноярского театра оперы и балета им. Хворостовского удалось буквально за 25 суток поставить два сложнейших спектакля. Безусловно, это большая заслуга музыкального руководителя и дирижера Александра Юдасина. 21 января состоялась премьера оперы «Опричник» Чайковского, а 28 января – «Синяя Борода» Жака Оффенбаха. Эта опера-буффа – редкий гость на российских сценах. В последний раз её ставили в 1995-м в Московском ТЮЗе.
Если «Опричник» – произведение тяжелое, трагическое, охватывающее собой всю глубину и противоречивость русского характера, то на спектакле по Оффенбаху можно отдохнуть от непростой новостной повестки и перенестись в пространство легких опереточных взаимоотношений, ажурной мелодики, танцев и неизменно хорошей концовки. Даже если главный герой спектакля – злодей-женоубийца, все закончится свадьбой, да не одной.
В Красноярске «Синей Бороде» пришлось умерить свои кровожадные порывы. Бороду ему «сбрили», облачили в элегантный костюм и нашли господину достойное занятие: кинопродюсирование. По ходу спектакля одноименная частная кинокомпания «Синяя Борода» соперничала со студией «Король Бобеш», ну а жены Бороды по совместительству становились актрисами в его проектах. Чтобы уничтожить творческую, амбициозную, да еще и любящую женщину, не нужно убивать её физически. Просто вместе с очередным проектом главного антагониста заканчивался и его интерес к супруге, и он подавал на развод. Однако кое-чего Синяя Борода не рассчитал: рано или поздно появится та, что докажет: жена – это не проект, а любовь на всю жизнь.
Сергей Новиков, режиссер-постановщик «Синей Бороды» и «Опричника», в одном из интервью справедливо заметил, что лёгкость – признак мастерства. С этим не поспоришь. Опера-буффа как жанр возникла в XVIII веке в Италии. Её особенностью всегда были повышенные требования к исполнителям. Удалось театру, пожалуй, самое главное – все исполнители не только великолепно владели голосом, но и как драматические и комедийные артисты, умело и свободно двигались, танцевали и при необходимости переходили на речитатив или классическую сценическую речь. Уникально выглядел танцующий хор театра – и создавал удивительную атмосферу в зале. Буффа предполагает, что участники спектакля – практически «универсалы», способные выдерживать немалую нагрузку, ведь жанру свойственна и камерность. Иногда в спектакле были задействованы не более 2-3 главных партий, но актерам удалось завлечь публику своим профессиональным исполнением.
Опера-буффа многое наследует из народной песенной традиции, так что артисты, как правило, поют на родном для своих зрителей языке. В интермедиях они зачастую обыгрывают в сценках острые темы, касающиеся общественной, культурной, политической жизни. Это тоже создает в зале свободную атмосферу народной общности. Да, мы живем по большей части в крупных городах и физически разобщены, но у нас все же общие надежды и страхи, мы смотрим на одних и тех же знаменитостей, подмечаем их пороки и можем над всем этим от души посмеяться. Режиссеру Сергею Новикову удалось передать этот карнавальный дух. Особенность его авторского стиля в том, что он органично переносит действие в наши дни, как это было, например, с оперой «Лакме» Лео Делиба.
Так, в наряде главной героини спектакля, актрисы Булотты, которую в день примеры исполнила Виктория Кангина, узнавалась молодая Джулия Робертс из фильма «Красотка». А реплики Булотты уже заставляли вспомнить другую кинокрасавицу, постарше. «Я не кажусь вам легкомысленной?» – спрашивала актриса свою будущую свекровь. «Поживем, увидим», – был ей ответ, и зал улыбался, узнавая неизбежную и любимую, как сам праздник Нового года, «Иронию судьбы» и реплику Нади Шевелевой в финале картины. Вспомнили на сцене Красноярского театра оперы и балета и новые киношедевры, например, полнометражного «Чебурашку» и его фантастические рейтинги. В общем, если речь идет об опере-буффе, то необходимо чуть ли не к каждому спектаклю обновлять шутки, но оно того стоит. Кажется, что спектакль готовили не месяц, а каким-то немыслимым чудом он родился на днях.
Думаю, именно сейчас, в это напряженное время, которое мы все проживаем, особенно нужны такие спектакли, как «Синяя Борода»: очень сложные в постановке, но летящие, искрящиеся и жизнеутверждающие.
Владимир ДАРИН
«Театрал», 3 февраля 2023 года