Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Рецензии

06.04.2018

Возрождение «Рафаэля» в Сибири

Красноярск вернул из забвения оперу знаменитого русского композитора

В Красноярском государственном театре оперы и балета в рамках IX Международного фестиваля «Парад звезд в оперном» состоялась премьера почти век не шедшей оперы Антона Аренского «Рафаэль» по либретто А. А. Крюкова и М. И. Чайковского. С идеей воскресить из небытия забытую оперу на вечный сюжет выступила известная певица и вокальный педагог Любовь Казарновская.

«Рафаэль»«Рафаэль» был заказан Аренскому Московским обществом любителей искусств после успеха его первой оперы «Сон на Волге« и впервые поставлен в 1894 году силами студентов Московской консерватории по случаю открытия Третьяковской галереи. Премьера на театральной сцене состоялась в Петербурге в Мариинском театре 13 декабря 1895 года. Партия Рафаэля была доверена ведущей солистке труппы Марии Славиной. Ставилась опера и после революции, в частности известна постановка петроградского Малого государственного академического театра (премьера — 10 апреля 1921 года).

Но затем наступила пауза длиной почти в век. Певица и просветитель Любовь Казарновская, следуя убеждению, что культурному человеку надо знать «срез эпохи» (выражение основателя Московской консерватории Николая Рубинштейна), решила исправить эту несправедливость.

В красноярской премьере партию Рафаэля исполнила певица из Вены, обладательница красивого меццо-сопрано София Алмазова, а возлюбленную художника Форнарину спела солистка Красноярского театра Екатерина Кочетова.

Однако красноярский спектакль – не просто возобновление оперы Аренского. Любовь Казарновская и музыкальный руководитель постановки дирижер Андрей Шевчук (Франция) придумали новый первый акт, стирающий временные границы, перебрасывающий мостик от творческих дум Рафаэля к проблемам художника наших дней и показывающий, что истоки творчества – в душе человека, а «все другое – суета». Роль нашего современника сыграл профессиональный эстонский скульптор Тауно Кангро, а в образе его жены и музы предстала сама Любовь Казарновская (обе эти роли – без слов). Акт назвали модным словом «хэппенинг», а музыку к нему подобрали из произведений Лядова, Мусоргского, Равеля, Чайковского, Рахманинова, Моцарта и других композиторов. Единственную известную широкой публике арию из «Рафаэля – Песню певца за сценой «Страстью и негою сердце трепещет», которую любят включать в свои концерты известные тенора, в красноярской постановке исполнил (причем на сцене – в костюме и с мандолиной) молодой солист труппы Александр Мурашов.

Людмила ЛАВРОВА
"Труд", 6 апреля 2018 г.