Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Рецензии

15.02.2023

Жизнь моя, кинематограф

«Красноярский феномен» в стиле буффонады

Новый спектакль Красноярского театра оперы и балета имени Д.А. Хворостовского поставлен по хорошо известному произведению Жака Оффенбаха «Синяя Борода» (режиссёр-постановщик Сергей Новиков). Когда пишешь заметку о своих впечатлениях по поводу настолько знакомой истории, по обыкновению не боишься раскрыть лишнего. И вот представьте себе, вы знаете, куда идёте, знаете сюжет и при этом будто бы его и не узнаёте.

«Синяя Борода»Либретто специально переделано. В оригинальной истории действие происходило в эпоху рыцарства. На современной сцене – в мире кинематографа. Действие разворачивается на площадках двух конкурирующих кинокомпаний. Героями выступают актёры и актрисы, осветители, костюмеры и гримёры.

За обновлением содержания закономерно последовали и поиски актуального решения постановки спектакля. Перед нами не классическая опера, перед нами – опера-буфф. Это шуточная, лёгкая форма. Но, как известно, нет ничего сложнее простоты. Солистка театра Александра Черпакова так описала работу труппы: «Лёгкий комический жанр – мы танцуем, мы говорим, мы играем, мы поём, то есть тут вообще весь комплекс умений артистических, и это для нас, конечно, здорово». Здорово это и для зрителя. Смех, танец, песня – вот чего жаждет нынешний посетитель театра (и вряд ли только театра). На премьере публика оживлённо воспринимала происходящее на сцене. От непривычно передвигающегося (!) по сцене оперного хора до понятной и родной для каждого цитаты из финальной сцены «Иронии судьбы» («Вы считаете меня легкомысленной?» – «Поживём – увидим»).

Кинематограф здесь не просто сюжетообразующее звено, а стильная интимная интонация (сама история представляет собой некий парафраз знаменитой романтической комедии с Джулией Робертс «Красотка»).

Кинематограф здесь и «декорация»; на сцене присутствует киноэкран. Кинематограф здесь – атмосфера. Лёгкое дуновение «Весны» Григория Александрова переходит в эмоциональный ливень «Шербурских зонтиков» Жака Деми и соединяется с актуальными киноновостями – в прокате сейчас все мыслимые рекорды ставит «Чебурашка». Прекрасно, что подобная органично включённая в современный контекст история умело жонглирует приметами культуры прошлых лет. И вдвойне прекрасно, что таким непосредственным, буффонадным образом «Красноярский феномен» (вторая успешная премьера за неделю!) будто стирает географические пределы. Где-то на просторах нашей необъятной страны, вдали от двух столиц, происходит такой неожиданный и бурный всплеск праздника искусства. Теперь уже совершенно очевидно, что мы имеем дело с одним из интереснейших явлений современной отечественной культурной жизни.

Татьяна КАУРЦЕВА
«Литературная газета», 15.02.2023