Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Рецензии

08.02.2023

Классическая оперетта "Синяя Борода" на красноярской оперной сцене

Начиная с третьего десятилетия своей творческой деятельности, главный музыкальный театр Красноярского края уже неоднократно обращался к младшей родственнице оперы – оперетте.

«Синяя Борода»Но до сих пор это были редкие "пробы пера" в форме концертных номеров либо театрализованных попурри. Теперь же искромётный "трудный лёгкий жанр" пополнил репертуар нашей оперной труппы "Синей Бородой" – одним из лучших созданий родоначальника классической оперетты Жака Оффенбаха.

Как известно, этот "Моцарт Елисейских полей" (эпитет оперного гения Джоаккино Россини) очень любил подвергать комической деформации мифологические и легендарно-исторические сюжеты, вызывая живые ассоциации с современностью. Не стала исключением и "Синяя Борода" по сказке Шарля Перро, пародийно переосмысленная композитором и драматургами Анри Мельяком и Людовиком Галеви.

Эту тенденцию взял на вооружение и инициатор нового спектакля – неутомимый Сергей Новиков. Следовательно, нет ничего противоестественного в том, что в данном случае (в отличие от постановки "Опричника", выдержанной в строгом соответствии с годами правления Ивана Грозного) этот режиссёр перенёс время действия в ХХI век, в мир западной киноиндустрии.

Сказочный король Бобеш и герцог по прозвищу "Синяя Борода" превращены во владельцев конкурирующих киностудий, носящих их имена. Алхимик Пополани в версии Сергея Новикова стал компаньоном Синей Бороды, а королевский министр Оскар – "правой рукой" Бобеша.

Оперетты Оффенбаха справедливо считаются художественным явлением интернационального масштаба и требуют от актёров отточенного владения вокалом в сочетании с виртуозной комедийной игрой. Под руководством С. Новикова, а также (в равной степени) дирижёра Александра Юдасина, хормейстера Дмитрия Ходоша и постановщика танцев Максима Недолечко оба исполнительских состава солистов и хор в основном уже решили поставленные перед ними сложные задачи и едва ли будут останавливаться на достигнутом. В частности, хору пока не хватает дикционной чёткости.

Очень удачным представляется распределение ролей. Молодые баритоны Денис Гречишкин и Севастьян Мартынюк убедительны в вокальном отношении и точно следуют режиссёрским указаниям в воплощении образа холодного (до поры до времени) прагматика, постоянно то женящегося, то разводящегося ради неуклонного роста благосостояния.

Приглашённая из Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко на главную женскую роль Екатерина Лукаш – первоклассная певица. Природа щедро одарила её красивым меццо-сопрано, актёрской органикой и идеальной сценической фактурой. Такой Булотте – девушке низкого происхождения – действительно по плечу завоевание сердца Синей Бороды и его моральное перевоспитание.

В плане пения и вживания в образ Булотты очень хороша и солистка нашего оперного театра Виктория Кангина. Её творческая энергия, выносливость и работоспособность поразительны. Виктория всего-навсего второй сезон на профессиональной сцене, а уже чувствует себя на ней, как рыба в воде. Ей пришлось параллельно осваивать две очень сложные роли, в корне отличающиеся друг от друга в психологическом смысле и изобилующие вокальными трудностями.

22 января Виктория Кангина предстала перед публикой как лукавый, лицемерный царский фаворит Фёдор Басманов в опере "Опричник" П. Чайковского, а менее чем через неделю – столь же успешно – как бескомпромиссная "укротительница" чёрствого и самовлюблённого киномагната. Для начинающей актрисы это, без преувеличения, подвиг!

Роль Бобеша позволила реализовать задатки комедийных актёров и Евгению Балданову, и Андрею Колобову.

Екатерина Кочетова, в ноябре вызвавшая сопереживание зрителей в трагическом образе Ларисы Огудаловой в "Бесприданнице" (опере В. Френкеля по драме А. Островского), ничуть не менее выразительна в кардинально противоположной роли эксцентричной и любвеобильной супруги Бобеша Клементины. Трудно представить себе более впечатляющий синтез актёрского и музыкального компонентов.

«Синяя Борода»

Слаженности сценического ансамбля способствует также участие в нём Олега Алексеева (Пополани) и Алексея Соколова (Оскар). Любопытно то, что роль помощника Бобеша доверена и... женщине. У Оскарины – Нины Кириенко – своё вИдение этого персонажа. Тоже интересное, но не без некоторого "пережима".

Существенный вклад в успех спектакля сделали Александра Черпакова и Зоя Ржеплянская, играющие взбалмошную, но милую дочку Бобеша и Клементины Флёретту, и выступающие в роли её жениха Сафира Эдвард Арутюнян и Игорь Петряков. В каждой своей новой работе Э. Арутюнян приобретает всё возрастающую уверенность, повышает уровень профессионализма. Для И. Петрякова это первая значительная роль, позволяющая ему продемонстрировать и полётный тенор приятного тембра, и естественное пребывание на сцене.

В обзоре премьерного спектакля нельзя проигнорировать и выразительный, слаженный "квинтет" подружек по несчастью, экс-жёнушек Синей Бороды. Анна Киселёва, Алёна Бабивская, Виолетта Гришко, Алёна Зафран и Виктория Маслюкова в полной мере подтверждают знаменитый тезис: не существует маленьких ролей!

Музыка Оффенбаха – ясная, простая и доступная для восприятия, в то же время оригинально и остроумно инструментованная – нашла достойного интерпретатора в лице Александра Юдасина, уверенно поддерживающего содружество певцов и оркестра.

Художник Мария Высотская вновь (как и в "Бесприданнице") порадовала предложенной ею сценографией, приятной взору и комфортной для артистов, и эффектными костюмами солистов и хора.

Если Красноярский театр оперы и балета продолжит курс на обогащение своего репертуара классическими опереттами, это пойдёт на пользу и труппе, и зрителям, которые в последнее время столкнулись с полным исчезновением классики из репертуара местного Музыкального театра.

Не счесть алмазов (и бриллиантов) среди произведений, написанных в жанре оперетты и привлекательных как для меломанов, так и для оперных певцов. Это и "Корневильские колокола" Р. Планкетта, и "Дочь мадам Анго" Ш. Лекока, и "Продавец птиц" К. Целлера, не говоря уже о шедеврах Ж. Оффенбаха, И. Штрауса, И. Кальмана, Ф. Легара...

Любовь ЛАВРУШЕВА
"Красноярский рабочий", 08.02.2023