Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Рецензии

24.11.2015

Мойры в киноформате

На протяжении последних двух творческих сезонов особенностью репертуарной политики Красноярского театра оперы и балета является обращение к произведениям, ранее совершенно не известным нашей публике. К операм, которые до сих пор крайне редко привлекали внимание российских театров. Это "Viva la Mamma" Г. Доницетти, "Испанский час" М. Равеля. В первые дни ноября список раритетов пополнился "Медеей" Л. Керубини.

"Медея"Эта опера, литературной основой которой является трагедия Еврипида (в редакции классика французской драматургии П. Корнеля), впервые увидела свет рампы без малого 220 лет назад (в 1797 году). Вскоре, несмотря на свои художественные достоинства, она была надолго забыта и воскресла лишь в середине XX века благодаря великой певице Марии Каллас.

В России до 1982 года керубиниевская "Медея" не исполнялась никогда. Красноярская постановка является третьей после российской премьеры в Самаре и после обращения к этой опере в мае нынешнего года Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Художественное руководство Красноярского оперного доверило сценическое воплощение "Медеи" московской молодёжной постановочной команде во главе с режиссёром Марией Тихоновой.

Вместе с художниками Ириной и Ольгой Сидоренко (сценография, костюмы), Евгением Лисицыным (световая партитура) Мария Тихонова воссоздала атмосферу Древней Греции, не прибегая к аутентичности. Лаконичные декорации отмечены хорошим вкусом. Гармонирует с ними и большинство костюмов. Некоторым диссонансом кажутся только наряды царской дочери Главки и её служанок. Они были бы вполне уместны в комической опере, но в высокой трагедии выглядят инородными деталями. Самая яркая режиссёрская находка – это многочисленные киноэпизоды, "киноформат спектакля", как их называет Мария Тихонова. Особенно сильное впечатление производят такие киноперсонажи, как мойры, плетущие судьбу людей и богов.

Молодой хореограф, лауреат многочисленных конкурсов Дмитрий Антипов обогатил спектакль талантливым пластическим решением образов эриний – богинь мести. И красноярские артистки балета осуществляют его замысел блестяще.

Без преувеличения титанические усилия приложили к освоению сложнейшего музыкально-драматургического материала дирижёр Анатолий Чепурной, хормейстер Дмитрий Ходош, концертмейстеры, оркестр, хор и, конечно же, солисты-вокалисты. И их подвижнический труд увенчался заслуженным успехом.

К ноябрьским показам "Медеи" режиссёр и дирижёр подготовили два исполнительских состава. Со сверхтрудной партией – ролью женщины, не способной смириться с предательством мужа и обуреваемой жаждой мести, приведшей её к немыслимому по жестокости преступлению – убийству собственных детей,- достойно справились Светлана Рацлаф-Левчук (ведущее сопрано красноярской труппы) и певица из Армении Эка (Катерина) Горстка.

Светлана давно завоевала симпатии нашей публики, и её удача была предсказуемой. А вот Эка приятно удивила. В апреле она участвовала в конкурсе имени П. И. Словцова и особого впечатления не произвела. Но в спектакле она захватила аудиторию и отличным вокалом, и глубочайшим проникновением в образ Медеи.

Сергей Осовин очень хорош в роли аргонавта Язона, который предпочёл верной любящей супруге юную дочь царя Коринфа. Согласно замыслу режиссёра, артист подчёркивает неоднозначность своего героя. А пение Сергея свидетельствует о том, что красноярская оперная труппа пополнилась тенором, радующим не только отличными данными, но и музыкальностью.

Профессиональный рост выказал и другой исполнитель партии Язона – Евгений Мизин, хотя его пение по-прежнему нуждается в совершенствовании. Ольга Басова и Елена Авдеева одинаково убедительно воплощают вокально-сценический образ служанки Медеи, Нерис, тщетно пытавшейся усмирить одержимость своей госпожи.

В роли дочери коринфского царя Креонта Главки особенно трогательна Инна Сподина (как в пении, так и в сценическом поведении). Другая Главка – Ольга Монастыршина – пока озабочена прежде всего качеством пения.

Алексей Соколов органичен в роли Креонта. Да и его голос никогда ранее не звучал так мощно и насыщенно. Замечательными профессиональными данными наделён и Илья Кривчиков. Чувствуется, что и он стремится подчеркнуть царственность Креонта. Но певческой манере артиста пока не хватает благородства.

И всё же достоинства в спектакле явно преобладают над недостатками (кстати, вполне преодолимыми). Новая работа театра привлекает слаженным актёрским ансамблем и увлечённостью участников оперой Керубини. Это, как и оригинальность постановочного решения, может обеспечить ей устойчивый интерес публики.

Пополняя вновь и вновь свою афишу репертуарными редкостями, Красноярский театр оперы и балета поддерживает тенденцию, обозначившуюся в деятельности многих театров мира.

На фото: Медея (Светлана Левчук) и Язон (Евгений Мизин).

Любовь ЛАВРУШЕВА
"Красноярский рабочий", 24.11.2015 г.