Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

01.10.2023

Анна Жарова: «Я адвокат своей Анюты»

12 октября партию Анюты в одноименном балете на музыку Валерия Гаврилина исполнит народная артистка России Анна Жарова. Балерина дебютировала в ней в июле на новосибирской сцене. Теперь ее в образе Анюты сможет увидеть и красноярская публика. В этом спектакле зрителей ожидает еще несколько сюрпризов.

Анна ЖароваАнна Александровна, сценическая премьера балета «Анюта» состоялась в Италии почти сорок лет назад, но насколько он с тех пор стал известен за пределами России?

– Честно говоря, не слышала о его зарубежной популярности, в Европе он как-то не прижился. Хотя эмоции, заложенные в этом балете, мне кажется, близки любому человеку. Но почему Чехов популярен в драматическом театре по всему миру, а в музыкальном театре по его драматургии так мало произведений, трудно сказать. Я лично не знаю балетных постановок по ней, кроме как «Чайка», «Анюта» и «Дама с собачкой». Причем последние две были авторскими проектами: первая ставилась на Екатерину Максимову, вторая – на Майю Плисецкую. Но «Даму с собачкой» после Плисецкой никто не танцевал – возможно, потому что спектакль создавался непосредственно на ее темперамент, ее возможности, пластику, она была в нем необыкновенно хороша. А «Анюта» пережила свое время и в России сейчас идет практически в каждом театре.

За счет чего, на ваш взгляд?

– Наверное, помимо прекрасной музыки Гаврилина, на ее популярность сыграло и то, что Владимир Васильев переосмыслил телеспектакль и дополнил его сценическую версию. В балете появилась партия Студента (персонажа, отсутствующего у Чехова), что добавило еще больше драматизма этой истории: героиня не просто продает свою молодость и красоту старому, скучному, но богатому мужу – она отказывается от любви. Многие испытывают к ней неприязнь: как она могла забыть о своей семье и пуститься во всякие увеселения? Но у меня Анюта вызывает невероятное чувство жалости. Попадая в кризисные ситуации, у любого человека, в первую очередь, пробуждается инстинкт самосохранения. Анюта могла просто погибнуть в этом замужестве, как женщина и как человек, если бы не зацепилась за что-то хорошее, что дал ей брак – она как ребенок увлеклась вниманием мужчин, их ухаживанием. Люди порой совершают какие-то проступки, вплоть до предательства близких людей, не потому, что плохие по своей натуре, а потому, что не в состоянии преодолеть жизненные обстоятельства, когда они вынуждены просто выживать. Я, во всяком случае, адвокат своей героини.

Вы станцевали эту партию, имея за плечами богатый сценический опыт. Когда, на ваш взгляд, стоит браться за такой образ?

Анна Жарова– Мечтала об Анюте всегда, но именно тогда, когда уже отпустила это желание, мне неожиданно ее предложили, как это нередко бывает. Но оно и к лучшему: уверена, что Анюту должна танцевать балерина с богатым жизненным опытом. Чтобы передать страдания и мучительный выбор такой героини, нужно самой пережить и предательство, и любовь, измены, расставания – очень и очень многое. Юные балерины не всегда интересны в этой партии, потому что она очень глубокая именно актерски, психологически – нужно быть актрисой, в первую очередь, чтобы все это точно воплотить. Показать, как совсем еще девочка, беззаботно играющая со своими младшими братьями, трансформируется во взрослую женщину, как меняется ее образ.

С кем в партнерстве вы дебютируете в «Анюте» в Красноярске?

– Как правило, балерины предпочитают танцевать с опытными партнерами, чтобы не слишком затрачиваться и чувствовать себя увереннее. Но я рискнула ввести новых исполнителей на партии Модеста, Артынова и Офицеров, потому что мне хочется дать им шанс и самой поддержать их партнерски. Модеста репетирует Владимир Брагин, Артынова – Матвей Никишаев. В один из декабрьских показов «Анюты» хочу также пригласить солистов из НОВАТа и Большого театра – лучших на сегодня, на мой взгляд, исполнителей своих партий в этом балете.

Какой великий женский образ вам еще хотелось бы воплотить на сцене?

– Анну Каренину – сейчас как раз веду переговоры с балетмейстерами о такой постановке. Но это уже перспектива на следующие сезоны.

Елена КОНОВАЛОВА
Фото из архива НОВАТа
"Опера & Балет" №2, октябрь 2023 года