Цветовая схема:
12 октября партию Анюты в одноименном балете на музыку Валерия Гаврилина исполнит народная артистка России Анна Жарова. Балерина дебютировала в ней в июле на новосибирской сцене. Теперь ее в образе Анюты сможет увидеть и красноярская публика. В этом спектакле зрителей ожидает еще несколько сюрпризов.
– Анна Александровна, сценическая премьера балета «Анюта» состоялась в Италии почти сорок лет назад, но насколько он с тех пор стал известен за пределами России?
– Честно говоря, не слышала о его зарубежной популярности, в Европе он как-то не прижился. Хотя эмоции, заложенные в этом балете, мне кажется, близки любому человеку. Но почему Чехов популярен в драматическом театре по всему миру, а в музыкальном театре по его драматургии так мало произведений, трудно сказать. Я лично не знаю балетных постановок по ней, кроме как «Чайка», «Анюта» и «Дама с собачкой». Причем последние две были авторскими проектами: первая ставилась на Екатерину Максимову, вторая – на Майю Плисецкую. Но «Даму с собачкой» после Плисецкой никто не танцевал – возможно, потому что спектакль создавался непосредственно на ее темперамент, ее возможности, пластику, она была в нем необыкновенно хороша. А «Анюта» пережила свое время и в России сейчас идет практически в каждом театре.
– За счет чего, на ваш взгляд?
– Наверное, помимо прекрасной музыки Гаврилина, на ее популярность сыграло и то, что Владимир Васильев переосмыслил телеспектакль и дополнил его сценическую версию. В балете появилась партия Студента (персонажа, отсутствующего у Чехова), что добавило еще больше драматизма этой истории: героиня не просто продает свою молодость и красоту старому, скучному, но богатому мужу – она отказывается от любви. Многие испытывают к ней неприязнь: как она могла забыть о своей семье и пуститься во всякие увеселения? Но у меня Анюта вызывает невероятное чувство жалости. Попадая в кризисные ситуации, у любого человека, в первую очередь, пробуждается инстинкт самосохранения. Анюта могла просто погибнуть в этом замужестве, как женщина и как человек, если бы не зацепилась за что-то хорошее, что дал ей брак – она как ребенок увлеклась вниманием мужчин, их ухаживанием. Люди порой совершают какие-то проступки, вплоть до предательства близких людей, не потому, что плохие по своей натуре, а потому, что не в состоянии преодолеть жизненные обстоятельства, когда они вынуждены просто выживать. Я, во всяком случае, адвокат своей героини.
– Вы станцевали эту партию, имея за плечами богатый сценический опыт. Когда, на ваш взгляд, стоит браться за такой образ?
– Мечтала об Анюте всегда, но именно тогда, когда уже отпустила это желание, мне неожиданно ее предложили, как это нередко бывает. Но оно и к лучшему: уверена, что Анюту должна танцевать балерина с богатым жизненным опытом. Чтобы передать страдания и мучительный выбор такой героини, нужно самой пережить и предательство, и любовь, измены, расставания – очень и очень многое. Юные балерины не всегда интересны в этой партии, потому что она очень глубокая именно актерски, психологически – нужно быть актрисой, в первую очередь, чтобы все это точно воплотить. Показать, как совсем еще девочка, беззаботно играющая со своими младшими братьями, трансформируется во взрослую женщину, как меняется ее образ.
– С кем в партнерстве вы дебютируете в «Анюте» в Красноярске?
– Как правило, балерины предпочитают танцевать с опытными партнерами, чтобы не слишком затрачиваться и чувствовать себя увереннее. Но я рискнула ввести новых исполнителей на партии Модеста, Артынова и Офицеров, потому что мне хочется дать им шанс и самой поддержать их партнерски. Модеста репетирует Владимир Брагин, Артынова – Матвей Никишаев. В один из декабрьских показов «Анюты» хочу также пригласить солистов из НОВАТа и Большого театра – лучших на сегодня, на мой взгляд, исполнителей своих партий в этом балете.
– Какой великий женский образ вам еще хотелось бы воплотить на сцене?
– Анну Каренину – сейчас как раз веду переговоры с балетмейстерами о такой постановке. Но это уже перспектива на следующие сезоны.
Елена КОНОВАЛОВА
Фото из архива НОВАТа
"Опера & Балет" №2, октябрь 2023 года