Цветовая схема:
Минувший городской праздник кроме карнавала и плохой погоды подарил красноярцам поистине грандиозное событие – выступление на сцене Большого концертного зала одного из самых известных баритонов планеты Дмитрия Хворостовского. С тех пор как обладатель уникального голоса в 1989 году победил на конкурсе Би-би-си "Певец мира" в Кардиффе в Великобритании, его гораздо чаще можно услышать в Нью-Йорке или в Лондоне, нежели на российских сценах. Его гастрольный график расписан на семь лет вперёд. За возможность ангажировать певца соперничают ведущие оперные площадки мира. Поэтому благотворительный концерт Хворостовского в родном городе для красноярцев стал настоящим подарком.
Дал благотворительный концерт памяти Г. Свиридова, камерные циклы которого "Отчалившая Русь" и "Петербург" с успехом исполняет по всему миру. Дал несколько благотворительных концертов в фонд реконструкции нового здания театра "Новая опера". Принимает участие в фестивале "Звёзды белых ночей".
С неожиданными для оперного певца программами Дмитрий Хворостовский выступает не в первый раз. Однако, по оценкам большинства критиков, "Песни военных лет" – одна из самых сильных. А по словам самого Хворостовского, ещё и не имеющая аналогов.
– Ни у одного оперного артиста не происходило в жизни такого события. Это огромная по своим масштабам акция – серия концертов в городах России в год 60-летия Победы, на которые пригласить всех ветеранов и отдать все билеты бесплатно, – говорит Дмитрий. – Кроме того, акция эта носит ещё и идеологический характер, поскольку в ней принимает участие молодёжь. На сцене вместе со мной – Большой детский хор под управлением Попова, детский хор ЮНЕСКО, в котором принимают участие и дети-инвалиды. Кстати, в каждом городе есть дети-инвалиды, которые присоединяются к хору, тоже репетируют и выступают.
"Золотой баритон" признаётся, что уже и не помнит, как возникла идея этого проекта.
– Просто почесал в затылке, слово вылетело, а Константин Орбелян его поймал. Мой отец тоже принимал участие в обсуждении. И где-то за два дня я вытащил из памяти песен 20-25. Потом уже отбирали из них.
ПЕСНИ ПРОТИВ ВОЙНЫ
Военные песни в исполнении Дмитрия – не только поклон всем ветеранам Великой Отечественной, это ещё и дань его собственной семье: бабушке и дедушке. Дед Хворостовского погиб в первом же бою под Москвой.
– Эти песни – напоминание о том, что войны не должно быть. Смерть близких – самое страшное, что может себе представить человек. Двадцатый век ничему не научил человечество, войны продолжаются. В наших интересах сделать нынешнее столетие веком мира, надежд. Это будущее планеты. Для меня это будущее моё и моих детей, – говорит Хворостовский.
Песни военной поры и песни современные о войне довольно просты, считает певец, но они представляют собой не только музыкальные произведения.
– Это нечто большее, причём гораздо большее. Это наша история, боль, страдания, потери.
Значительность и трагичность русских песен о войне – это не столько сочетание слов и мелодии, эта некая внутренняя суть, которую понимает человек любой национальности, не знающий по-русски ни единого слова.
– Когда я пел эту программу в театре "Шатле" в Париже, зал встречал восторженно, многие зрители не могли сдержать слёз. Конечно, среди них были российские эмигранты, но больше половины - французы. Родители моей жены (у неё папа француз, мама итальянка) сидели на моём концерте и плакали. Не зная слов.
ОПЕРА И ЭСТРАДА
Если раньше считалось зазорным режиссёру снимать коммерческий фильм, ставить кассовый спектакль, балерине Большого – танцевать "облегчённые" для масс постановки, а оперному певцу – петь на эстраде, то сегодня эти барьеры сняты. Так считают многие современные деятели культуры. Смешение жанров не является проблемой и для Хворостовского. Он довольно часто исполняет сочинения современных композиторов, очень любит музыку Свиридова. Одна из последних работ – новое произведение Гии Канчели, написанное для Хворостовского и "Сан-Франциско-Симфони".
– Подобные произведения пели многие уважающие себя музыканты. Вспомните того же Шаляпина, который исполнял кафешантанные вещи типа "Очи чёрные". Карузо вообще пел все неаполитанские песни, а по тем временам они были просто попсой. В России сложилась традиция относиться к этому задрав нос. Но для меня это уже давно не является проблемой. Другое дело, насколько талантливо это делать. Я вижу проблему, когда уровень исполнения откатывается назад. Многие люди, например, считают, что Бочелли – это лучший уровень вокала. А как же тогда Паваротти, Доминго, а как же Атлантов? Ещё считают, что наш русский Бочелли – это Басков. Ну уж, извините. Это молодой, начинающий певец, не достигший даже элементарного уровня мастерства: фразировка страдает, слоги и слова выпадают. Для поп-певца, может, он ещё ничего поет. Хотя на самом деле и знаменитые поп-певцы поют по тем же канонам фразирования и звуковедения, что и мы, – правильно произносят слова и выражают мысли.
ЧЕЛОВЕК МИРА
"Золотой баритон" планеты уже много лет не живёт в России. Домов у артиста несколько – в Нью-Йорке, Лондоне, Женеве, Москве. Однако подолгу он не задерживается ни в одном из них.
– Какая разница, где у меня прописка и где лежат мои вещи, – говорит Хворостовский. – Жизнь артиста другая – всегда на чемоданах.
Тем не менее, возвращаясь в Красноярск, Дмитрий чувствует себя дома.
– Красноярск – это моя родина. Город очень изменился, стал красивым, игрушечным. Благоустройство города меня радует. Я давно здесь не был. После того как бабушка умерла, родители стали сами приезжать ко мне. Конечно, хотелось бы, чтобы они были поближе. Но отец пока работает, так что привязан к этому городу.
Хворостовский считает себя космополитом не только в плане места жительства, но и работы.
– Я свободный художник: пою там, где мне хочется. Я не принадлежу ни одному театру. Все театры мира – мои. Более всего нравится работать в "Метрополитене" и "Ковент-Гардене". Там я как дома. Хотя в моих интересах больше выступать в Японии, Южной Корее, Малайзии. Чтобы диски покупали, чтобы не забывали. В Южной Корее, например, у меня есть своя публика из тинейджеров, потому что меня там рекламировали по молодёжным музыкальным каналам. И там на абсолютно классические программы приходят очень молодые люди. Там и классическим пением многие очень рано начинают заниматься – с 13-15 лет. А мои появления в России стали не то чтобы чаще, но значительнее.
Однако артист по-прежнему не поёт в главном театре страны - Большом. Причина тому, вероятно, – конфликт, случившийся в самом начале карьеры оперного певца.
– Большой – настолько не мой театр, что для того, чтобы даже просто представить себя поющим там, мне надо хорошенько напрячься. Хотя всё может быть. Придёт время – спою и там.
ALMA MATER
Красноярский институт искусств (ныне государственная академия музыки и театра) – до сих пор больная тема для Дмитрия Хворостовского. Самый известный выпускник несколько лет подряд перечислял свои гонорары от выступлений в фонд дорогого ему учебного заведения. Деньги должны были пойти на строительство главного корпуса, на стипендии одарённым студентам.
– Но до сих пор здание находится в недостроенном состоянии, студенты занимаются в неприспособленных классах. Каждый раз, когда приезжаю сюда и замечаю, что ничего не изменилось, душа болит.
ВОКАЛЬНАЯ "КУХНЯ"
Уроки и наставления Екатерины Иофель, педагога по специальности в Красноярском институте искусств, до сих пор составляют основу его системы работы с голосом. Приступая к новому произведению, Хворостовский тщательно работает над музыкальным текстом, слушая звучание собственного голоса, интонации, фразировку. К репетициям с партнёрами, с оркестром приступает, уже полностью подготовив собственную партию, и в дальнейшем только отрабатывает нюансы.
– Я считаю, что вокальная "кухня" должна быть абсолютно неприкасаемой сферой, это сугубо личное дело каждого. Пять лет с Иофель были благотворным, но бурным и непростым процессом, поэтому, выйдя из ворот консерватории, я замкнулся и больше никого и никогда не пускал в свою "кухню". Научить невозможно, научиться можно. Человек развивается прежде всего сам. В чудеса вокальной педагогики я не верю.
Однако талант, прежде чем он станет развиваться, необходимо заметить. Артист считает, что во всём мире существует тенденция – в школах очень мало времени уделяется музыке, поэтому нет необходимого толчка для развития.
– Таланты рождаются нечасто. А многие из уже существующих даже не подозревают, что они являются таковыми. Многие могли бы стать звёздами оперы, если бы знали о своём таланте и развивали его.
КРАСОТА ПО-АМЕРИКАНСКИ
Диск "Песни военных лет" вышел и в США, причём нешуточным тиражом. Несмотря на то, что проект оценили не только эмигранты из России, коренные американцы относятся к классическому искусству довольно прохладно.
– В США не существует ни классической музыки, ни предмета искусства в системе образования, – говорит Дмитрий Хворостовский. – Многие поколения американцев пожинают плоды такого отношения к искусству.
С сожалением артист отмечает, что в России с каждым годом всё больше видны признаки американизации.
– Об этом говорит стиль жизни, язык, телевидение. Последнее особенно удручает. Американский телевизионный рынок забит удобоваримой информацией и дурновкусицей. Большинство передач ориентировано на жлобоватого потребителя. Поэтому, когда у меня берут интервью в Америке, это всегда поверхностные разговоры. Мол, секс-символ мировой оперной сцены, хи-хи, ха-ха. Но это настолько далеко от России, что мне, честно говоря, наплевать, лишь бы это помогало продавать билеты и диски. Уровень нашей публики гораздо выше американской – и в культурном, и в интеллектуальном плане.
ПОГОДА В ДОМЕ
Как признаётся артист, последние годы его переполняет огромное счастье. Он занимается любимым делом, поёт на лучших сценах мира, дружен с известными людьми планеты, живёт в любви и согласии. О своей личной жизни некоторое время назад говорить не любил. Сегодня Хворостовский не скрывает, что счастлив.
– Мне пришлось пережить долгий процесс развода. Поэтому нынешнее счастье связано с болью и переживаниями. Иногда я думаю, что как настоящий русский не мог получить счастье безвозмездно. Должен был его выстрадать. Зато теперь каждая минута и секунда, проведённые с Флоранс, доставляют мне такую радость, о которой я даже не мог мечтать.
Жену Дмитрий называет на русский манер – Флоша. Они познакомились несколько лет назад в Женевской опере, где Хворостовский пел своего первого "Дон Жуана".
– Вначале мы общались на итальянском, потому что жена не говорила по-английски, потом выучила его. А теперь овладела и русским, причём великолепно – я снимаю перед ней шляпу. Флоранс - пианистка, но в последние годы стала заниматься пением. Хотя насчёт карьеры жены сомневаюсь. В семье певцов, как правило, кто-то должен замолчать.
Сыну Максиму Флоранс поёт колыбельные на французском, а Дмитрий – на русском языке. Мальчик в свои два года понимает четыре языка. Однако, как признаётся артист, ему хотелось бы, чтобы сын разговаривал по-русски.
– У него очень сильный голос. И он совсем не даёт распеваться Флоше. Перекрикивает её – это бывает невыносимо, – рассказывает Хворостовский. – Но когда распеваюсь я, он молчит.
С детьми от первого брака Дмитрий очень дружен.
– К счастью, наши отношения из-за развода не пострадали. Я люблю Сашу и Данилу, мы часто встречаемся. Думаю, дальше всё будет ещё лучше. Я на это надеюсь.
ПАВАРОТТИ, ФИЗКУЛЬТУРА И ТЁМНЫЙ ЗАЛ
О МЕЧТЕ
– Мечтаю дать концерт в зале с выключенным светом. Эта мечта появилась в юности, когда, будучи студентом, я посетил концерт Рихтера в Красноярской филармонии. Зал и сцена были погружены в полную темноту, лишь лампа на рояле освещала музыканту ноты. Создавалась совершенно необычная атмосфера контакта с великим Рихтером. В моём случае организаторы концертов за рубежом возражают, чтобы зал погружался в темноту, потому что публика читает программки, где указан перевод. Но, думаю, в России мне когда-нибудь всё-таки удастся осуществить свою мечту.
О СПОРТЕ
– В тренажёрные залы не хожу, не люблю, когда рядом чьи-то потные тела. Физические упражнения – дело интимное. Делаю гимнастику. Тем более что при моих постоянных переездах это самый удобный способ. Не позволяю себе спиртного. Раньше, как истинный русский, я любил водку, но, если певец хочет достичь максимума своих возможностей, он не должен этим увлекаться.
О РЕПЕРТУАРЕ
– Если у меня есть мысль спеть ту или иную партию, я стараюсь её осуществить. Получив предложение участвовать в новом оперном спектакле, я сразу смотрю, какая собирается команда: кто дирижирует, кто ставит оперу, какие певцы будут моими партнёрами. Нужно всё тщательно взвесить: поможет ли новая работа моему творческому росту, будет ли она интересной, есть ли смысл участвовать в спектакле? Приходится всё обдумывать и принимать решение самому.
О НЕДОСТАТКАХ
– Иногда устаю и становлюсь ворчливым, раздражительным, нетерпимым к окружающим. Конечно, этого не должно быть. Поэтому мечтаю о большой боксёрской груше. Тогда выброс отрицательной энергии будет происходить не на ближнего, а на обыкновенную грушу. Только при моих постоянных путешествиях таскать её за собой неудобно.
О КОЛЛЕГАХ
– Я безмерно восхищаюсь Лучано Паваротти. Он обладает феноменальной техникой, не говоря уже о голосе. Я считаю, что, если бы ангел имел голос, он пел бы голосом Паваротти. Завидую той лёгкости, с которой он извлекает звуки.
ОБ ОТДЫХЕ
– В отпуске бываю крайне редко. Моё здоровье пока позволяет много работать. Последний раз мы отдыхали две недели. С каким трудом я потом вновь окунался в работу! Сто раз пожалел, что так "перерасслабился".
О ПОЛИТИКЕ
– Сейчас наступило время глобализации, люди из разных стран связаны и зависимы друг от друга. От угрозы терроризма не защищён ни один человек на этой земле. Но я глубоко уверен, что военные действия не сдержат террористов-самоубийц. Политики обязаны стремиться к миру, а не к войне. Я, кстати, всегда об этом говорю политикам, с которыми встречаюсь на великосветских раутах.
СПРАВКА
Альбом "Песни военных лет" был записан в 2003 году на английском языке и выпущен фирмой Delos (США). Переиздание альбома на русском языке приурочено к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Программа "Песни военных лет" уже получила мировую известность после знаменитого выступления Хворостовского на Красной площади в 2004 году – концерт транслировался в прямом эфире примерно в сорока странах по телеканалу "Россия".
МНЕНИЯ
Константин ОРБЕЛЯН, художественный руководитель и дирижёр Государственного академического камерного оркестра России:
– Когда арфа играет первые восемь нот в начале и начинает пум-пум, и Дима начинает петь, и весь оркестр, – со слезами на глазах замирает зал, никто не двигается... После этой песни – гробовая тишина и потом взрыв, эмоциональный взрыв публики. Ни один артист в мире до сих пор не проводил такой акции. Ни один артист в мире не давал по городам своей родины благотворительных концертов. На одном из таких концертов вышел на сцену ветеран и сказал: "Я бы хотел выразить благодарность родителям Хворостовского за то, что они дали России такого сына".
Владимир ЗУБИЦКИЙ, главный организатор тура, президент компании "Русский шоу-центр":
– География тура охватывает всего 8 городов, поскольку сроки, когда Дмитрий может работать в России, сжаты. Это четыре города-героя (Москва, Тула, Волгоград и Смоленск) и три города, которые несли тяжёлый груз войны (Красноярск, Екатеринбург и Новосибирск). Никогда ещё в гастрольный тур по России не ездило столько человек – 250. Плюс ко всему мы возим с собой не только звук, свет, но и сцену. В общей сложности - три чартерных самолёта.
РЕЗЮМЕ
Хворостовский Дмитрий Александрович родился в 1962 г. в Красноярске, образование получил в Красноярском педагогическом училище им. А.М. Горького и Красноярском институте искусств (класс профессора Е.К. Иофель). В 1985-1990 гг. работал в Красноярском государственном театре оперы и балета. В 1987 г. завоевал 1-ю премию на Всесоюзном конкурсе певцов им. М.И. Глинки. Лауреат международных конкурсов (1988, Тулуза; 1989, Кардифф). Выступал в спектаклях театров "Ля Фениче" ("Евгений Онегин"), "Ковент-Гарден" ("Пуритане"), "Фриско" (дебют - "Война и мир", 1991), "Шатле", "Ла Скала" (дебют – "Дон Карлос", 1992), "Метрополитен-Опера" и др.
В 1999 г. в Канаде впервые обратился к новому для себя жанру, снявшись в фильме-опере по "Дон Жуану" Моцарта сразу в двух партиях. Выпустил более 20 альбомов на фирме Philips Classics, а в настоящее время активно сотрудничает с компанией Delos (США). В 1992 г. сборник "Очи чёрные" (русские народные песни и романсы в сопровождении Оркестра народных инструментов им. Осипова под управлением Николая Калинина) был признан одним из наиболее успешных в Европе и США. Последний по времени выхода диск – "Песни военных лет" – записан летом 2003 г. в Москве.
В репертуаре более 30 оперных партий в ведущих театрах мира, в том числе Онегин ("Евгений Онегин" Чайковского), Елецкий ("Пиковая дама" Чайковского), Грязной ("Царская невеста" Римского-Корсакова), Жермон ("Травиата" Верди), Граф ди Луна ("Трубадур" Верди), Риголетто ("Риголетто" Верди), Рикардо ("Пуритане" Беллини), Сильвио ("Паяцы" Леонкавалло), Дон Жуан и Лепорелло ("Дон Жуан" Моцарта), Фигаро ("Севильский цирюльник" Россини), Валентин ("Фауст" Гуно) и др.
Ирина НОВИКОВА
"Красноярский рабочий", 13.06.2005 г.