Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

04.04.2016

Фабио Мастранджело: “У итальянцев две страсти — опера и футбол”

Фабио Мастранджело личность в России известная. Итальянский дирижёр участник многих российский и международных музыкальных проектов, в том числе и телевизионных. Недавно Фабио побывал в Красноярске — как приглашённый дирижёр фестиваля “Парад звёзд в Оперном”, который проходил в театре оперы и балета на протяжении двух месяцев.

Фабио Мастранджело— Чем для Вас оказался интересен проект канала “Культура” “Большая опера”? Часто подобные шоу обвиняют, что они снимаются по заранее написанному сценарию, что якобы то, что мы видим, не является честной конкурентной борьбой?

— Скажу, честно: после выхода программы на экран у меня не получилось посмотреть все передачи от начала до конца. Но я могу судить о том, что происходило внутри проекта, на съёмочной площадке. Всё проистекало естественно, никакой предвзятости и заранее написанных реплик со стороны членов жюри и участников не было. До того как выступить на проекте в качестве дирижёра, я уже побывал членом жюри, и сказать, что кто-нибудь хотя бы намекнул на то, что нужно помочь тому или другому конкурсанту, не могу. Такого не было ни разу. Я не знаю, почему формируются такие мнения о передачах, но эти слухи не соответствуют действительности. В финал вышли самые сильные певцы.

Проект для меня был очень интересен. Понимаю, что в нём участвует далеко не все таланты, которые рождаются в России и мире, но тем не менее там поют очень одарённые ребята. Мне, как дирижёру, это очень интересно: знать, как, где и чему учат молодых вокалистов, могу ли я чем-то им помочь, найти новых исполнителей для своих проектов. Например, финалистки Салтанат Ахметова и Василиса Бержанская участвовали со мной в двух программах. Илья Сильчуков — солист из Минска — недавно обнаружился на оперной сцене в Италии. Я стараюсь держать связь с ребятами и давать им развиваться. А развитие — это количество концертов.

— Правильно ли я понимаю, что сверхзадача “Большой оперы” — научить публику понимать и любить оперу?

— Да. Я не могу не похвалить генерального директора канала “Культура” Сергея Шумакова за то, что он придумал этот фантастический проект. Я очень благодарен и Елене Васильевне Образцовой, которая подарила последние месяцы своей жизнь нам и “Большой опере”. Она себя очень плохо чувствовала тогда, но никогда не жаловалась на здоровье, была очень общительной и даже радостной. Думаю, что и мои коллеги разделят мнение, что проект позитивный, который полезен всем — и участникам, и зрителям.

— А за границей, в том числе и в Италии, подобные проекты существуют?

— Нет. И это ужасно, ведь опера родилась именно в Италии…

— А может, итальянцам такие программы просто не нужны, потому что они и так хорошо знают оперу?

— Совсем нет. Просто никто не желает вкладывать деньги в подобные проекты. К сожалению, американские тренды перешли через океан и закрепились в Европе. Италия стала жертвой этого движения, и я вижу, как моя страна потихонечку разваливается. И от этого болит сердце. На мой взгляд, многое со стороны государства на моей Родине делается неправильно. Но я понимаю, что идеальной страны просто не существует. Её можно создать, взяв самое лучшее от разных государств: что-то от России, что-то от Германии, что-то от Италии…

Я считаю, что в России не так плохо, как многие говорят. Мне есть с чем сравнивать. Я родился и прожил первые двадцать пять лет в Италии. И уже тогда уловил некоторые опасные тенденции. Например, когда стал делать карьеру дирижёра, вдруг понял, что огромное количество времени провожу сидя на диване, общаясь с чиновником или политиком о продвижении того или иного концерта или программы. Так не должно быть, дирижёру нужно работать над партитурой, а не терять время в бесконечных разговорах. Понятно, что любая карьера, в том числе и музыкальная, требует менеджмента, но работа дирижёра не может заключаться только в общении с политиками и партиями. Это должно быть только частью работы. Музыка не может быть на последнем месте.

— А что итальянцы больше любят — оперу или футбол?

— Трудно ответить однозначно. Я сам большой любитель футбола. Но опера во времена Верди и Пуччини была очень и очень популярна, наверное, больше чем футбол. Даже низшие слои населения обожали этот вид искусства, бедняки находили средства, чтобы послушать оперу. И сегодня в Италии рождается много талантов, есть интерес к музыке, опере. Самое главное — не обманывать людей. К сожалению, сегодня есть проблемы, порой режиссёры извращают исторические постановки. Я не против модернизации в искусстве, но нужно это делать интеллигентно, со вкусом и талантом. А когда над классикой просто издеваются, это мешает опере оставаться такой же любимой и популярной, как раньше. Если мы будем относиться к зрителям с уважением, то музыка никогда не умрёт.

— А в чём профессиональный интерес у итальянского оперного дирижёра в России? Ведь считается, что именно благословенная земля Италии рождает самые лучшие голоса на свете и каждый русский, связанный с оперой, мечтает поработать в итальянском театре?

— Юг есть и в России. Чем не колыбель для будущего оперного певца мягкий климат Ростова или Краснодара? Голоса из южной России не менее прекрасны, теплы и обаятельны, чем итальянские. В России мне очень хорошо и интересно работать: здесь огромное количество талантливых людей, просто немереное. Здесь моя миссия как музыканта, более понятна, чем в Италии. В первую очередь выгода заключается в том, что я приобрёл в России большое количество русского репертуара: Чайковский, Римский-Корсаков, Шостакович, Рахманинов и так далее. А это очень важно для дирижёра. Вообще мировой оперный репертуар состоит на пятьдесят процентов из итальянского материала, остальное — это французская, немецкая и русская музыка. Вклад остальных в оперное искусство по сравнению с этими странами очень и очень мал. Но я могу не только брать, но и что-то отдавать России: талант, который рождается здесь, я способен улучшать, делясь своими знаниями и опытом. Те, кто работает со мной, имеют шанс услышать от итальянца, каким должно быть аутентичное звучание.

Я не против модернизации в искусстве, но нужно это делать интеллигентно, со вкусом и талантом. Когда над классикой просто издеваются, это мешает опере оставаться такой же любимой и популярной, как раньше.

Фабио Мастранджело— Ваш послужной список в России очень солиден. Какие проектами Вы руководите сегодня?

— Многими, причём в разных частях страны. Я художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного театра “Мюзик-Холл”. Понимаю, что это звучит странно, поэтому кое-что объясню. Дело в том, что этот театр изначально родился как оперный и назывался тогда Народный дом императора Николая Второго (его постоянный солистом был Фёдор Шаляпин), и только в советское время стал мюзик-холлом. Пока им руководил Илья Рахлин, театр процветал, но после его ухода наступили не лучшие времена, театр зачах, практически исчез. Когда мне предложили его возглавить, сначала отказывался, ведь я классический музыкант. Но потом всё же принял предложение. Я подготовил план возрождения театра. Хочу сделать музыкальный театр, где будет и опера, и балет, и симфонические, и камерные, и джазовые концерты, и мюзиклы. Планируем мы поменять и название — он станет Николаевским. Ведь есть же в Санкт-Петербурге Мариинский, Михайловский, Александринский театры. Будет ещё и Николаевский.

Я также руковожу камерным оркестром “Северная симфониетта”. Помимо этого являюсь главным дирижёром симфонического оркестра филармонии Якутии и главным приглашённым дирижёром симфонического оркестра Новосибирской филармонии, художественным руководителем камерного оркестр “Солисты Новосибирска”. Сотрудничаю с театром “Новая Опера”. Руковожу такими фестивальными проектами, как “Опера всем” и “Классика над Волгой”. Работаю я и в Италии, Европе. Этим летом, например, буду дирижировать спектаклем “Травиата” на престижном летнем фестивале “Арена ди Верона”.

В красноярском фестивале “Парад звёзд в Оперном” участвую третий раз. Мой первый спектакль в Красноярске был “Риголетто”, в этом году я дирижировал “Тоской” Пуччини. Надеюсь, что, когда я и красноярские музыканты встречаемся, мне удаётся зажечь внутренний огонь в их сердцах.

— С чем Вы так и не смирились за годы жизни в России?

— С тем, как водят автомобили. Я сам хорошо вожу машину, но иногда эти страсти на дорогах ужасно меня допекают. Водители ведут себя порой очень непорядочно и неграмотно. При всей любви к России я должен сказать, что количества аварий, которые случаются в стране, не бывает даже в целом мире.

Марина ЯБЛОНСКАЯ
"Городские новости" №3338, 04.04.2016 г.