Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

21.09.2001

Не унывает "дочь полка"...

Известная молодая певица, солистка Красноярского театра оперы и балета, лауреат Всероссийской национальной театральной премии "Золотая маска" Светлана Кольянова готовит новую, интересную и обширную программу сольного концерта.

Светлана КольяноваГосподь Бог не всегда милостив к артистам музыкальных театров. Одним дает голос, но обделяет природными внешними данными. Другим дарит красоту, забывая наградить сильным голосом. К Светлане Всевышний, как мне думается, был милостив. Она по-настоящему красивая молодая женщина: стройная, голубоглазая, с запоминающимся лицом. У нее очень хорошее лирико-колоратурное сопрано. Есть и актерские данные. Она не просто поет оперные партии, а достаточно органично живет в предлагаемых обстоятельствах либретто. В опере Доницетти "Дочь полка" (режиссер Вячеслав Цюпа, дирижер Анатолий Чепурной) выходит на сцену в облике веселой, боевой, очаровательной Марии, которую любит не только полк, где она выросла, но и слушатели в зале. В этой роли Светлана Кольянова покоряет залы непосредственностью и темпераментом, живым характером своей героини, демонстрирует крепкий и уверенный вокал. В "Царской невесте" Римского-Корсакова у ее Марфы мятущаяся и страдающая "душа, что выражается и в вокальной партии, и в том, как ведет себя и держится на сцене красавица Марфа. В комической опере "Аптекарь", которую несколько лет назад ставили на Малой сцене театра музыкальной комедии Василий Вавилов и Леонид Гельруд, молодая героиня Кольяновой лукава, очаровательна, лирична. Света, безусловно, рождена на свет, чтобы петь и играть в оперных спектаклях. Но это не значит, что все дается ей легко, без напряжения.

...Уже много лет подряд Светлане снится один и тот же сон: большая лысая гора около ее родного поселка Таштагол, расположенного в Горной Шории вблизи таежного заповедника. Она, маленькая девчонка, взбирается на вершину. Чувствует себя крупинкой на теле земли, но смело подпрыгивает, взлетает высоко-высоко и... просыпается. Говорят, такие сны видят те, для кого состояние творчества самое нормальное и необходимое, кто хочет чего-то в жизни достичь, расти и совершенствоваться. С этими желаниями Светлана живет с детского возраста. Она поет, сколько помнит себя. Росла в семье, где у отца с матерью пятеро детей. В таких семьях дети рано привыкают к самостоятельности. Однажды она ушла с подругами в лес за подснежниками и долго не возвращалась. Таежный снег весной коварный, в мокрых сугробах вокруг проталин утонуть можно, что и случалось с поселковыми ребятишками. Но ей очень хотелось нарвать для мамы цветов... И потому девочка не боялась сугробов, смело углублялась в лес, чтобы нарвать самых красивых подснежников. Уже затемно появилась Света дома. Мама в сердцах стала гоняться за ней с ремешком, а папа защищал дочь. Ему была по душе ее смелость и независимость.

Эти черты характера проявлялись у Светланы во многих житейских ситуациях. Идет по телевидению балетный спектакль. Девочка смотрит с интересом. "Чего хорошего в этом дрыгании ногами?" – удивляются соседи. "Не нравится, не смотрите, а я люблю балет!" – как отрезает Света и продолжает смотреть. Музыка вошла в нее тоже с детства. Она училась в музыкальной школе по классу домры, пела в детском хоре и даже мечтала стать актрисой. Однажды, в десятом классе, в Новокузнецке впервые переступила порог драматического театра. Раньше в театрах ей бывать не приходилось. Спектакль вроде бы понравился, все хорошо, но девушке все-таки было скучновато смотреть на сцену. Потому что в спектакле не было музыки. А музыка влекла ее к себе все больше и больше.

Закончив школу, Светлана поступила в Томский политехнический институт, но уже через год (тоже поступок!) покинула вуз, чтобы попробовать сдать экзамены в музыкальное училище, на вокальное отделение. Сдала. Упорно постигала основы вокала. А через четыре года, в конце восьмидесятых, с училищным дипломом, Она приехала в Красноярск и сдала вступительные экзамены в институт искусств, в класс вокалистки и педагога, ныне заслуженной артистки России Натальи Алексеевой. Заниматься в вузе приходилось много и упорно, но работой Свету испугать невозможно – в притаежном поселке, в ее большой семье, к труду привыкали сызмальства.

У Красноярской академии музыки и театра и нашего оперного сложилась традиция: воспитанники вокального отделения сдают выпускные экзамены на большой профессиональной сцене в репертуарных спектаклях. В 1994 году Светлана Кольянова, как студентка-дипломница, спела партию Сюзанны в "Свадьбе Фигаро". Затем была принята в оперную труппу. С этого года и начинается ее творческая биография.

Семь лет на сцене. Не очень много. Но в то же время достаточно для того, чтобы всерьез заявить о себе. В эти годы мы видели и слышали Светлану Кольянову в оперных спектаклях "Тайный брак", "Риголетто", "Дочь полка", "Царская невеста", "Севильский цирюльник" (Розина), "Кармен" (Фраскита). Ее замечательный голос звучит постоянно. Легкость в сценическом поведении и качество вокала достигаются регулярным трудом. Каждый день, помимо спевок и репетиций, Светлана самостоятельно занимается на уроках вокала, чтобы всегда быть в голосовой форме. Это для нее как восхождение на ту лысую гору из детства – трудно взбираться, зато привольно дышишь и легко чувствуешь себя на вершине.

В своей короткой артистической биографии Света уже достигла одной из вершин - стала лауреатом Всероссийской национальной премии "Золотая маска". Награда престижнейшая, доступная далеко не всем, даже одаренным артистам. В прошлом году в числе музыкальных спектаклей, отобранных для показа в Москве, наша "Дочь полка" шла на сцене театра "Новая опера", у Евгения Колобова. В день спектакля Светлана обычно не покидает дома. Ни с кем не общается - собирается перед выходом на сцену. А в столице в день выступления прошла четырехчасовая репетиция, отнявшая много энергии. Короткий дневной отдых сил почти не прибавил. Света со страхом шла в театр – почему-то решила, что не споет, провалится, опозорится перед требовательной московской публикой и жюри. Но встретила за кулисами женщину, работавшую когда-то в Красноярском оперном, а ныне у Колобова. Давняя знакомая принесла ей в гримерку чаю, сказала добрые слова. Ребята из хора подбадривали – мол, держись, не подведем (в этой опере Светлана работает в теснейшем контакте с хором). И солистка успокоилась, собрала в кулак всю свою энергию, волевым усилием преодолела страх (как и в детстве, при подъеме на лысую гору), и вышла на сцену... Как и что пела – не помнит. Но закончился спектакль под дружные аплодисменты слушателей. Ее вызывали на поклоны. Даже автографы брали, как у столичной "звезды". А она после спектакля шла по Тверской и плакала, в полной уверенности своего провала.

И позднее, на церемонии вручения наград в Малом театре, была убеждена, что вожделенная маска принадлежит не ей. И вдруг – чудо! Вызвали на сцену. Сам Зураб Соткилава вручил сибирячке "Золотую маску". Казалось, что это тоже сон, как про прыжок с той вершины. Но взлет к почетной награде солистки сибирского оперного театра Светланы Кольяновой оказался реальностью... Думаю, жюри справедливо оценило гармонию певческого и артистического дарования исполнительницы, ее красоту и молодость. В те же дни я прочитал в одной из московских газет, что Красноярский театр оперы и балета достоин встать в один ряд с Большим и Мариинским театрами, причем автор статьи, аргументированно оперируя фактами, доказывал правомерность своей позиции. Так что успех Светланы – это успех и всего театра в целом, его режиссуры и музыкального руководства.

А сейчас в жизни Светланы Кольяновой наступили будни. Так складывается репертуарная политика театра, что в ближайших спектаклях мы вряд ли сможем увидеть ее в новой, большой и серьезной классической оперной партии.

Что же, и такое случается в театральном бытие – лауреат и "звезда" переживает период вынужденного простоя. В подобной ситуации некоторые артисты теряются. Поддаются негативным настроениям, тоске. А Светлану я почти ежедневно встречаю подтянутой, бодрой. С ее лица почти не сходит оптимистическая улыбка. Она говорит о себе, что умеет терпеливо ждать новой интересной роли. Ежедневно занимается вокалом. Более того, вместе с красноярским композитором Владимиром Сенегиным самостоятельно готовит большой сольный концерт из романсов великого русского композитора Алябьева (Сенегин будет исполнять в этом концерте партию фортепьяно). К романсам у Светы отношение особенное, трепетное. За несколько минут исполнения необходимо спеть так, чтобы донести до слушателей драматургию вокального произведения, чувства, выраженные музыкой композитора.

Сейчас ей поручают в спектаклях текущего репертуара небольшие партии, в семь-восемь тактов. Солистка от них не отказывается. Она глубоко убеждена в том, что работа на оперной сцене - это служение. И маленькую партию нужно спеть так, чтобы она была согрета твоей душой и твоим талантом. На подобное способны только настоящие артисты, для которых сцена – их подлинная жизнь. И, выходя на нее, люди, похожие на Светлану Кольянову, испытывают радость. А это значит, и на нас с вами упадет частица радости, живущая в сердце одаренной певицы.

Виктор ЕВГРАФОВ
"Вечерний Красноярск" №83, 21 сентября 2001 г.