Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

01.11.2019

«Победить в конкурсе помогло разнообразие»

Этой осенью солисты Красноярского театра оперы и балета имени Д. А. Хворостовского Елена Свинко и Марчелло Пелиццони стали лауреатами VII Международного конкурса Юрия Григоровича «Молодой балет мира»: Елена завоевала 1-ю премию и золотую медаль, Марчелло – 3-ю премию и бронзовую медаль. Молодые артисты успешны и на родной сцене: в их репертуаре – множество ведущих партий, и в нынешнем сезоне им предстоит еще немало дебютов. После возвращения с конкурса они поделились своими впечатлениями.

балет– На самом деле, все балетные состязания очень похожи, – говорит Елена Свинко, неоднократный лауреат различных конкурсов. – В основном, приезжают одни и те же люди, очень редко можно встретить там новые лица. Правда, сама я не ездила полтора года, и спустя это время, после всех моих наград, нужно было выйти и доказать, что танцую еще лучше, чем прежде. Тем более что многие члены жюри меня уже раньше видели.

Что вас побуждает участвовать?

– Я не люблю конкурсы, – признался Марчелло Пелиццони. – Это мое первое конкурсное выступление, откликнулся на приглашение Лены. Но не жалею, что согласился. Да, нервы, стресс, особенно вначале. Это не то, что в спектакле, где танцуешь для себя и для зрителей, а не для строгих профессионалов, которые тебя оценивают. Но все равно, в итоге впечатления приятные. Новый опыт, много знакомств, и даже поддержка от других участников была, несмотря на конкуренцию.

Елена: А к гала-концерту вообще успокаиваешься и танцуешь уже просто в удовольствие – особенно если выиграл медаль. Все пережитые за три тура страдания сглаживаются.

Марчелло: На турах еще остро не хватает зрителей. Мы же заряжаемся от публики, получаем обратные эмоции. А тут – почти пустой зал, смотрит всего 30-40 человек.

Елена: Да, без аплодисментов тяжело, нет возможности подпитаться энергией. Ты уже выложился в адажио, в вариации, и вот пора выходить на коду, там нередко сложнейшие трюки – а оваций нет, никто тебя не подстегивает. Очень трудно собрать себя эмоционально, чтобы выйти и зажечь. Многих на конкурсе это сбивает, не хватает адреналина.

Марчелло: Из-за стрессов случаются ошибки, порой падения. Но все это нужно сразу же отбросить, забыть и танцевать дальше, как в спектакле. А некоторые зажимаются и теряются, не могут толком продолжать.

Столкнулись с какими-то неожиданностями?

Елена: Мне кажется, Марч оказался не совсем готов к изматывающему режиму конкурса. Первый и второй туры поставили подряд, на второй тур пропустили много людей. Там исполняли классическое па-де-де и современный номер. Мы репетировали на сцене с восьми утра, потом шли световые репетиции по современным номерам. А к семи вечера еще нужно было оставить силы, чтобы показать всю программу тура. И когда ближе к полуночи объявили результат, одна мысль: выспаться и не проспать к репетиции, не то чтобы пораньше встать и разогреться. В этом сложность – на конкурсе нужно быть готовым всегда. Например, в этот раз сначала все репетировали классическую хореографию, а с обеда – современную. Нам повезло: кто-то из участников не пришел, возникла пауза, и мы сразу все отрепетировали и немного отдохнули перед вечерним выступлением. А некоторые даже не уходили из театра.

Почему конкурсанты часто исполняют однотипный набор номеров?

Марчелло: Мы как раз постарались взять максимально разнообразный репертуар. В романтическом ключе – па-де-де из «Жизели», более активно, с демонстрацией мелкой техники, показались через «Венецианский карнавал» из балета «Сатанилла». И в финале вышли в техничном па-де-де из «Дон Кихота».

Елена: Почему многие используют однотипные па-де-де? Чтобы показать свои лучшие стороны. Если ты трюкач, то берешь сложные по трюкам номера и работаешь в одном ключе. Думаю, в XXI веке проблема как раз в том, что большинство танцовщиков – одноплановые, мало индивидуальностей. Это, конечно, плохо, но дается легче, чем разные по настроению сцены. Нам было очень тяжело перестраиваться. Во втором туре сразу после «Жизели» у нас шел очень агрессивный современный номер. Переключиться за антракт с умершей невесты на эмоциональный образ, где я просто дьявол во плоти – это было серьезное испытание. Но, наверное, такое разнообразие как раз и пошло нам в плюс.

Марчелло: Хотелось еще показать манеру, стиль спектакля – что мы солисты театра, а не просто конкурсанты, которые ездят все время на конкурсы и показывают одни и те же номера.

Какие партии вам самим больше по душе?

Елена: Мне ближе острохарактерные партии, но все вокруг почему-то видят во мне принцессу. (Смеется.)

Марчелло: То же самое могу сказать о себе. Чаще танцую лирические партии принцев, а самому хочется быть мощнее в танце, ярче по краскам – как Спартак, очень хочу его станцевать.

А поставят на Красса?

Марчелло: Надеюсь, что нет. Сейчас готовим «Гусарскую балладу». Я уже исполнял Давыда Денисова, второго героя. Но роль Ржевского, конечно, объемнее. С удовольствием посмотрел старый русский фильм, он очень помог погрузиться в атмосферу этого произведения. Участвую в современном балете «Ленинградская симфония», только приступили к репетициям. Пока трудно предугадать, каким для меня будет этот опыт.

Елена: Комические балеты мне лично танцевать интереснее – там можно похулиганить на сцене, привнести что-то свое в предложенный хореографом образ. Мне очень интересно репетировать Шурочку Азарову в «Гусарской балладе». А в романтических спектаклях более строгий стиль, туда особенно нечего добавить, меньше возможностей для этого. Но какие бы не были роли, лучше работать постоянно, чем сидеть и ждать. Когда долго ждешь новую партию, внутренне перегораешь. А когда много работы, артист постоянно на эмоциональном подъеме.

Насколько, на ваш взгляд, сегодня меняется балет?

Елена: Мне кажется, в худшую сторону – он давно уже активно уходит в гимнастику, в трюки. Не вижу в этом ничего хорошего. Театр – не спорт и не цирк, на спектакле зритель должен пережить с артистом некую историю, а не просто восхититься, как высоко он прыгает и какие пируэты исполняет. Но на конкурсе без этого не обойтись.

Марчелло: В театр порой приходишь и видишь, что в танце нет живой эмоции, даже выражения лиц у артистов ровные. Это уже не искусство.

Марчелло, какие у вас были ожидания, когда вас позвали в Сибирь?

Марчелло: Я четыре года жил и учился в Москве, думал, что Красноярск будет похож на нее, только поменьше. Но отличия есть, здесь мне нравится больше – все ближе, город не такой огромный. Настоящие холода еще не застал – прошлую зиму провел на гастролях в Англии, возможно, в этом декабре узнаю, что же такое сибирские морозы.

За это время я нисколько не пожалел, что приехал сюда. Мы познакомились с Сергеем Рудольфовичем Бобровым чуть больше года назад в Варне, в Болгарии. Он сразу сказал: «Ты только выпустился и еще не сильный танцовщик. Но ничего, начнем работать, а после выступлений в Англии ты будешь другой человек». Так и вышло. В прошлом октябре я впервые станцевал Зигфрида в «Лебедином озере», потом исполнял его в Англии. И после гастролей почувствовал себя гораздо увереннее. Уже не страшно выходить на сцену. (Улыбается.)

Я сознательно поехал учиться в Россию, именно здесь самый сильный классический балет. Было сложно – другой язык, менталитет. Но вскоре убедился, что итальянцы и русские очень похожи по характеру и темпераменту. В Италии с балетом сейчас сложно. Театры оперы и балета закрываются – было 15-20, осталось 3-4. Искусство в Италии сейчас, к сожалению, не в приоритете государства, хотя лично мне это странно. Что люди будут смотреть, если закроют театры, один футбол? Но это ужасно. Я рад, что родители в детстве привели меня в театр, не представляю своей жизни без него. На родину пока не собираюсь возвращаться, здесь много интересной работы. Разве что пригласят в Ла Скала на ведущие роли – тогда, может, соглашусь. (Смеется.)

В конкурсах еще будете участвовать?

Марчелло: Интересный вопрос. Лена хочет, но я пока не уверен. После первого тура сказал себе: это было в первый и последний раз. В следующий раз будет труднее, особенно Лене. Она завоевала золотую медаль, значит, нужно станцевать еще лучше. А как лучше? Только на Гран-при.

Елена: А девушкам его не дают, почему-то только мужчинам. Хотя, может, пора уже переломить устоявшийся стереотип? (Смеется.) В балетном форуме в Красноярске точно будем участвовать.

Елена КОНОВАЛОВА
“Опера&Балет” №3, ноябрь 2019 года