Цветовая схема:
В Красноярске завершился III Международный форум «Балет XXI век». Центральными его событиями стали конкурс молодых танцовщиков «Гран-при Сибири» (жюри под заочным председательством Юрия Григоровича) и премьера балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро» в постановке засл. арт. России Сергея Боброва. Представители десяти стран участвовали в состязании за звание победителя. От России на конкурсе выступили молодые артисты из десяти городов.
«Лебединая» премьера
Балетные премьеры Красноярского театра оперы всегда были украшением форума «Балет XXI век». Всякий раз они воспринимались как праздник танца и рассматривались в качестве обязательного события мероприятия, переходящего неизбежно в традицию.
На первом форуме, посвященном 100-летию со дня рождения Галины Улановой, были показаны сразу три новых спектакля. Худрук театра засл. арт. России Сергей Бобров представил свою постановку «Весна священная» И. Стравинского, засл. арт. России Юрий Ветров – «Пахиту» Л. Минкуса, а нар. арт. СССР Владимир Васильев – «Красный мак» Р. Глиэра.
И на втором форуме, в честь 85-летия Юрия Григоровича, театр не поскупился на премьеры. Бобров выпустил «Электру» на музыку Р. Штрауса, а сам юбиляр порадовал зрителя «Каменным цветком» С. Прокофьева. Все эти постановки и сейчас с успехом идут в репертуаре театра.
На нынешнем – III Международном форуме «Балет XXI век», зрители увидели премьерный спектакль «Лебединое озеро». Сергей Бобров поставил балет, в котором опирался, по его словам, на оригинальное либретто композитора. Он пояснил: «Изначально у Чайковского Одетта – это фея, а не заколдованная девушка, как в более поздней версии Петипа. Такая же фея, как Сильфида, Жизель, Ундина – она в одном ряду с ними. Именно этой темой был увлечен композитор, ему безумно нравилась «Жизель», рыцарские романы. И его либретто построено на сказке Мусеуса. Этот сказочник и драматург написал историю, как некий рыцарь приходит на озеро встречать фею, царицу лебедей. Ее желание связать свою судьбу с человеком земным приводит к трагедии. Суть романтического балета в том, что два этих начала соединить невозможно. Петипа же, в принципе, допускает счастье принца и Одетты, если бы не сиюминутная, чисто человеческая увлеченность юноши яркой, броской Одиллией. У Петипа обличье лебедя символизирует плен, в который заключена заколдованная девушка, у Чайковского лебедь олицетворяет свободу (видимо, поэтому практически все танцы лебедей написаны композитором в мажоре). Мы вернули в спектакль порядок номеров и аранжировку Чайковского».
Премьере были посвящены сразу четыре выставки, которые привез Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина. А в завершение форума в Красноярском хореографическом колледже состоялся круглый стол «Лебединое озеро» – балет-символ», на котором балетоведы обсуждали, из чего складывается этот феномен.
Искусство искусством, однако…
Подобные мероприятия требуют немалых средств, и не только творческих, но и материальных. Театр получил солидную поддержку федерального бюджета на проведение форума и выпуск «Лебединого озера». Директор театра Светлана Гузий рассказала: «Грант помог нам воссоздать интересные и необычные декорации. Появились и новые световые возможности, и музыкальное оборудование, и замечательные костюмы. Из этих средств также были оплачены все расходы участников».
Под новым названием
Конкурс молодых танцовщиков – не менее важное событие – на форуме «Балет XXI век» состоялся уже в третий раз. В этом году он приобрел статус международного и существует теперь под новым брендом – «Гран-при Сибири».
Форум уже доказал свою успешность. Заместитель председателя жюри Вячеслав Гордеев отметил: «Если два года назад на втором конкурсе, тогда еще всероссийском, было всего 17 номинантов, то в этот раз уже 53 человека, которых мы отобрали на первом туре по видеозаписям выступлений. Из номинантов мы должны были допустить в финал меньше половины. Но разрыв между конкурсантами был минимальный, что говорит об уровне конкурса и подготовке участников».
Высоко оценил форум член жюри Юрий Васюченко, главный балетмейстер Одесского театра оперы и балета «Да, я понимаю, – сказал он, – разочарование тех, кто не прошел в третий тур. Но ведь не каждый может быть победителем. Кому-то не хватило физической подготовки, а кому-то – эмоциональной выдержки, уверенности в себе. В любом случае, конкурс – это хорошая закалка. И обмен идеями, возможность увидеть, что происходит в мире, кто на что способен и на что сейчас уклон. Мне лично не очень нравится, что на современных балетных конкурсах слишком увлекаются спортивным трюкачеством, кто выше прыгнет. Мне кажется, это нередко в ущерб артистизму. А еще заметно, что уходит амплуа – и совершенно напрасно! Чем еще хороши конкурсы – мы можем открыто обсудить все новые тенденции. И, возможно, даже на что-то повлиять».
Балетное содружество
В числе участников «Гран-при Сибири» были артисты из Европы, Турции и Японии. Но все-таки немалую долю, помимо российских танцовщиков, составили конкурсанты из стран бывших союзных республик. И, думается, этот конкурс в дальнейшем будет интересен, в первую очередь, им. И географически – Сибирь, в частности, близка к Средней Азии, недалеко добираться. И исторически – все-таки, несмотря на многообразие культур в СССР, балетные педагоги по всей стране были воспитаны в одной общей школе – русской классической. Государства отделились, но традиция жива. И продолжает приносить свои плоды. Как отметил Вячеслав Гордеев, на «Гран-при Сибири» особенно ярко показались конкурсанты из Казахстана – там всегда была крепкая школа, с петербуржскими корнями. Как результат – три лауреата в старшей возрастной группе: Айгерим Бекетаева и Бахтияр Адамжан (диплом второй степени) и Еркин Рахматуллаев (диплом третьей степени). Член жюри, главный балетмейстер театра «Астана Опера» Турсынбек Нуркалиев, не скрывал удовлетворения, что его артисты показались так достойно. И намерен подготовить своих танцовщиков и к следующему конкурсу в Красноярске, который состоится в 2016 году.
Не менее сильный уровень у украинских артистов – также три лауреата. Диплом лауреата первой степени с москвичом Дмитрием Соболевским разделил Олег Ивенко, дипломы третьей степени – у его соотечественниц Элины Походных и Натальи Ивасенко.
О настоящем и будущем
Эстония в этот раз не выставила своих танцовщиков на конкурс – как посетовала член жюри, директор Таллиннского балетного училища Кайе Кырб, «Гран-при Сибири» был заявлен на начало октября, и после летних каникул раскачать студентов оказалось непросто: «Я готовила одну балерину, но мы не успели как следует подготовить четыре вариации. Решили в этот раз не участвовать. Сейчас думаю, что оно и к лучшему – я сама посмотрела на этот конкурс, увидела, насколько он сильный, все на высшем уровне. И понимаю, что нужна серьезная подготовка».
Балетное искусство на постсоветском пространстве развивается по-разному. Еще лет десять в «Щелкунчике» Одесского театра мужские партии были вынуждены танцевать женщины (мужчин в труппе не хватало катастрофически). Сейчас, как с удовлетворением отмечает Юрий Васюченко, его труппа значительно расширилась, в репертуаре театра – вся балетная классика.
По словам Кайе Кырб, в балете Таллинна интернациональная труппа, немало артистов из других стран. Танцуют всё – и классику, и неоклассику, и современную хореографию. На своем директорском посту она второй год, и основной задачей видит подготовку собственных кадров для театра, чтобы ее выпускники были востребованы у себя дома. Участие в конкурсах для них, особенно в России, где традиционно сильная школа, – отличная проверка своей конкурентоспособности. «Искренне надеюсь, – сказала Кырб, – что через два года привезу в Красноярск несколько своих учеников, и они покажутся здесь достойно».
Елена КОНОВАЛОВА
"Форум плюс" №5, сентябрь-октябрь 2014 г.