Цветовая схема:
В Красноярске прошел IV Международный форум «Балет XXI век», в рамках которого выбрали лучших молодых и опытных артистов и представили балеты Сергея Прокофьева по случаю 125-летия композитора.
Конкурс действительно был интернационален: участники приехали из Японии, Италии, Германии, Украины, Кыргызстана и Казахстана, а жюри представляли значимые фигуры в балетном мире из США, Франции, Италии, Латвии и России. Стоит отметить, что красноярка Анастасия Белоногова стала лауреатом I премии конкурса в младшей группе среди девушек, а в старшей группе среди юношей I премию Юрий Кудрявцев из Красноярска поделил с Окава Коя из Японии.
По словам Сергея Усанова, генерального директора Международной федерации балетных конкурсов, ответственного секретаря жюри, красноярский форум вошел в пятерку мировых балетных конкурсов наравне с «Международным балетным конкурсом – Варна», Открытым российским конкурсом артистов балета «Арабеск» им. Екатерины Максимовой, московским и рядом других мировых конкурсов, всего которых насчитывается порядка двадцати.
Открыла форум постановка художественного руководителя Красноярского государственного театра оперы и балета Сергея Боброва «Ромео и Джульетта», а днями позже на сцене представили его же обработку сюиты из балета «Золушка» и первый акт балета «Каменный цветок» в постановке народного артиста СССР Юрия Григоровича.
Повесть Шекспира, печальнее которой на свете нет, пересказанную языком балета, зрители оперного впервые увидели в 2005 году. С тех пор, по словам мэтра, балет был переработан, как часто это происходит с постановками. На премьере 2016-го года балет выглядел свежим и современным в первую очередь благодаря сценографии и костюмам Дмитрия Чербаджи: виды Вероны в духе итальянской живописи эпохи Ренессанса, продуманные детали одежды каждого из героев массовки – а выдающимся можно назвать Кормилицу – в чепце и платье наподобие паруса она словно стремилась укрыть непоседливых героев. Яркость – отличительная черта всех героев, кроме Тибальда и Ликов смерти – еще одной находки Боброва. Жутко становится от появления толпы одетых в черные костюмы и маски призраков. Во втором акте балета – третьего и нет – по задумке балетмейстера, решившего не утомлять зрителя, – тема смерти звучит все настойчивее. Играет со смертью друг Ромео весельчак Меркуцио – и платится за это. Тенью нависает смерть над молодыми влюбленными. Однако, переигрывая мрачный исход пьесы, в самом конце в луче света оказываются совсем еще дети – мальчик и девочка, словно бы говоря: и после трагедии жизнь продолжается.
Тема времени и рока важна и в «Золушке» – огромные часы нависают над сценой во время действия и снова – группа танцоров, одетых в одинаковые красные наряды, показывает номера в духе современной хореографии, и в конце катится по полу, словно поток истекающих минут. Пока одни ждут чуда, другие своим трудом его заслуживают. Впрочем, история сохранила свою сказочную природу, которая так отчетлива в постановках для детей: так сестры и злая мачеха, безголовые и нелепые, словно бы вышли из представлений для детских утренников, что впрочем, не отменяет балетное мастерство танцоров.
Завершился фестиваль показом участников – так, запоминающиеся номера показали Георгий Болсуновский, на грани театра и современной хореографии разыгравший комично-лиричный номер «Дождался», японцы Мидори Терада и Коя Окава вызвали многократные овации акробатическим балетом «Пламя Парижа», кыргызские танцоры Фарух Садыркулов и Марат Сыдыков показали неистовую прыть и выступили с азиатским огнем. В целом, большинство участников танцевали классику, лишь несколько номеров были сделаны в духе модерн-балета. Впрочем, технично и на профессиональном уровне выступили все танцоры, и юные, и постарше – очевидно, что после такого показа способностей перед представительным жюри их вскоре пригласят на большую сцену.
Роман МИНЕЕВ, фото автора
ИА "Территория культуры", 17.11.2016 г.