Цветовая схема:
Очередной творческий сезон в Красноярске благополучно завершился, можно подводить итоги. Приношу извинения за некоторый субъективизм – на истину в последней инстанции этот хит-парад событий нисколько не претендует. Раздачу «слонов» за лучшие роли и спектакли оставим за экспертами СТД и прочими искушенными критиками. Данные оценки – взгляд человека, активно вовлеченного в наблюдение за культурной жизнью города и края.
Прорыв сезона
Балет Красноярского театра музыкальной комедии. От него давно уже никто не ждал ничего особенного. Но спектакль хореографических миниатюр «Лоскутное одеяло» в постановке нового главного балетмейстера театра Владимира Романовского – несомненное подтверждение тому, что балет в музкомедии способен не только на подтанцовки.
Премьеры сезона
Самая многочисленная номинация. Из наиболее запомнившихся – «Инь и Ян» в Красноярском театре им. Пушкина, «Где твои крылья?..» в Минусинской драме, опера «Директор театра» и балет «Жизель» в Красноярском театре оперы и балета. Среди концертов безусловным лидером стал приезд звезды этномузыки Цезарии Эворы. А самая запомнившаяся местная программа – презентация нового альбома заслуженной артистки России Веры Барановой «Все о моей любви».
Гастроли сезона
Похоже, эта традиция возвращается в наш город – за один только год с полноценными гастролями в Красноярске побывали сразу три театра: московский «Современник», новосибирский «Красный факел» и Минусинский драмтеатр. Плюс показ оперы «Набукко» Мариинского театра, двух спектаклей Евгения Гришковца («Дредноуты» был представлен здесь впервые) и первый (хочется надеяться – не последний!) приезд дрезденского театра «Дерево» и польского «Провизориума». Были значимые поездки и у наших театров. Спектакль театра им. Пушкина «Таланты и поклонники» в постановке Олега Рыбкина с интересом восприняли в Москве на фестивале «Островский в Доме Островского». Балет красноярцев «Ромео и Джульетта» в постановке Сергея Боброва был заявлен сразу в трех номинациях национального фестиваля «Золотая маска». Неприятие части столичных критиков не отразилось на восторгах зрителей – после показа спектакля в зале долго не смолкали овации. Красноярский балет успешно показался и на очередных гастролях в Англии и Мексике. А сказка Красноярского краевого театра кукол «Иван Царевич и Серый Волк» вызвала настоящий фурор на гастролях в Швейцарии. Его создатель Александр Хромов получил приглашение поставить там спектакль по притче Г. Гессе «Сидхартха» в технике цветного театра теней. Жаль только, что этот интересный режиссер и драматург не востребован у себя на родине…
Фестиваль сезона
На театральной афише – «Звезды Большого балета». За неделю в шести спектаклях Красноярского театра оперы и балета выступили сразу шесть ведущих солистов Большого театра. Среди музыкальных событий ярким пятном выделяются пятая «Бах-академия» и фестиваль камерной музыки «Сибирь – Европа». Оба – международные, с приглашением известных инструменталистов и вокалистов Германии и Италии. За что отдельное спасибо Красноярскому камерному оркестру и его руководителю Михаилу Бенюмову, одному из инициаторов и постоянному участнику двух проектов.
Интрига сезона
Она так и не разрешилась – театр им. Пушкина до сих пор не определился с кандидатурой своего нового главного режиссера. На эту должность заявлялись несколько претендентов. Но уже сейчас известно, что Алексея Песегова переезд в Красноярск так и не соблазнил, несмотря на определенно большие финансовые возможности краевой драмы. Остаются три кандидата – Олег Рыбкин, Дмитрий Петрунь и Владимир Портнов. Имя одного из них в новом статусе озвучат в начале следующего сезона.
Потери сезона
Для Красноярского театра оперы и балета невосполнимой утратой стал уход из жизни заслуженной артистки России Тамары Прониной. Такое яркое драматическое сопрано, каким обладала эта певица, надо еще поискать… Переход художественного руководителя Норильского заполярного театра драмы Александра Зыкова в новосибирский «Красный факел» не столь трагичен. Но поиск нового главного режиссера может стать большой проблемой для северной «Маяковки». Тем более что из театра ушли сразу три ведущих актера – Лаврентий Сорокин, Анна Титова и Владимир Тягичев. После чего из его репертуара слетела сразу треть спектаклей.
Антрепризный хит сезона
Таковых нет – по сравнению с прошлыми годами, все последние премьеры в Доме актера были абсолютно блеклыми и невыразительными. Что касается «Нового театрального проекта» Алексея Максименко и его первого спектакля «Полет над гнездом кукушки» (в постановке Александра Истратькова), то пока что это лишь попытка заявить о себе. И отнюдь не бесспорная.
Юбилей сезона
В красноярских театрах немало долгожителей – в этом сезоне их юбилеи отмечали один за другим. В театре музкомедии поздравляли главного дирижера Леонида Гельруда, режиссера Леонида Штивельмана и главного режиссера Юрия Гвоздикова – последний поставил к своему бенефису мюзикл «Восемь любящих женщин» А. Журбина. А театр им. Пушкина отметил 85-летие своей старейшей актрисы Екатерины Мокиенко премьерой «Деревья умирают стоя» А. Касоны.
Назначение сезона
Главный балетмейстер Красноярского театра оперы и балета Сергей Бобров стал его художественным руководителем. Здоровые творческие амбиции и несомненный менеджерский талант Боброва внушают надежду, что новый творческий лидер подтянет и оперную труппу. Как за последние годы до неузнаваемости преобразил балет.
Приобретение сезона
Сразу десять солистов Нижегородского театра оперы и балета присоединятся к балетной труппе Красноярского театра оперы и балета. Среди них – лауреат международных конкурсов Александр Бутримович. А в Ансамбле танца Сибири им. Годенко большие надежды связывают с приходом нового творческого лидера. С 1 августа труппу официально возглавит экс-главный балетмейстер Нижегородского театра оперы и балета Виталий Бутримович.
Недоразумение сезона
Приглашение Евгения Куро на постановку в театр музкомедии. Когда-то, еще под фамилией Курохтин, он ненадолго засветился в Красноярске – в качестве главного режиссера театра оперы и балета. В последние 15 лет под фамилией Куро выступает в основном по парижским кабакам. Что заметно по его режиссуре, точнее, – по ее отсутствию: мюзикл «Ночь перед Рождеством» смотрится исключительно за счет сценографии Александра Баженова, пластики Владимира Романовского и игры отдельных актеров. Можно только догадываться, в какую копеечку сей «француз» влетел театру… Поближе режиссеров, видно, не нашлось.
Провал сезона
Краевой фестиваль «Театральная столица». Печальный образец того, что происходит, когда организацию мероприятия пускают на самотек. Что в итоге и получили – столь слабой фестивальной афиши красноярские театралы давно уже не припомнят.
***
Следующий сезон откроется в сентябре. На его старте нас ожидают как минимум две интересные премьеры – «Король Лир» в театре им. Пушкина (в постановке Олега Рыбкина) и мюзикл «Скрипач на крыше» в театре музкомедии (режиссер Александр Зыков). А в ноябре на сцене театра оперы и балета выступят легендарные солисты этого театра, народные артисты России Наталья Чеховская и Василий Полушин.
Елена КОНОВАЛОВА
«Вечерний Красноярск», 19 июля 2006 г.