Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Обзоры

25.06.2013

«Князь Игорь» – первый спектакль театра

В 1978 году состоялось открытие Красноярского государственного театра оперы и балета.

«Князь Игорь»«Князь Игорь» Александра Бородина стала первым спектаклем театра. В газетных статьях, посвященных открытию театра, были рассказы солистов о репетициях в недостроенном театре, о героях оперы «Князь Игорь», был искусствоведческий материал о музыке Бородина.

Сейчас театр готовится к очередной премьере, к завершению 35-го юбилейного сезона.

Для постановки оперы «Князь Игорь» приглашена заслуженная артистка РФ Юлиана Малхасянц. Около 15 лет Юлиана сотрудничает с красноярским театром. По поводу оперы «Князь Игорь» и современных режиссерских тенденций Юлиана сказала, что не собирается «осовременивать» оперу и переносить действие из 1185 года в XXI век. По замыслу режиссера, современность присутствует в сюжете на уровне идеи постановки. Образ восстановленного Храма, тема надежды на возрождение – все это отвечает духовным потребностям современного поклонника классической оперы.

Костюмы будут соответствовать эпохе. В мастерской работают над созданием ярких, красивых костюмов. Кольчуги воинов можно принять за настоящие. По современным меркам каждая кольчуга является ценностью, так как связана на крупных спицах. Если не ошибаюсь, по технологии платочной вязки. Ручная работа! Восточные костюмы привлекают внимание мелкой отделкой, украшениями.

Известно, что оперу «Князь Игорь» Александр Бородин создавал 18 лет и умер, не завершив, не оставив авторской редакции.

Рассказать о музыке мы попросили концертмейстера театра Людмилу Георгиевну Схиртладзе: «Судьба партитуры оперы Князь Игорь заслуживает внимания. Опера не была завершена. Композитор А. Бородин умер в 1887 году. А премьера оперы состоялась через три года. Поскольку автор работал над оперой 18 лет, осталось множество черновых редакций. Друзья композитора хорошо себе представляли его музыкальный стиль. Н. Римский-Корсаков и А. Глазунов (автор балета «Раймонда») полностью создали второй акт оперы, сделали свою редакцию оперы. Мы знаем, что именно второй акт знаменит своими «концертными номерами». Н. Римский-Корсаков настоял на том, чтобы автором всей оперы считался Бородин. В 2011 году опера была полностью переписана. Доктор искусствоведческих наук помощник художественного руководителя «Геликон-оперы» Анна Булычева создала свою версию спектакля «Князь Игорь», реконструкцию на основе 93 рукописей Бородина. Изменился порядок музыкальных номеров в опере.

Сейчас в Большом театре тоже состоялась премьера оперы «Князь Игорь». Это редакция Юрия Любимова, приглашенного в качестве постановщика.

У нас в театре опера будет в редакции Андрей СиленкоЮлианы Малхасянц. Будет восстановлена первая половецкая пляска, которую обычно сокращают в постановках.

Наверное, многие знакомы с музыкой оперы «Князь Игорь», поскольку она часто служит музыкальным фоном в художественных фильмах. Половецкие пляски и увертюра популярны в эстрадной обработке. Иногда фигуристы выбирают музыку «Половецких плясок» для своих выступлений. Если говорить о сольных номерах из оперы, то часто звучат куплеты Галицкого, каватина Владимира Игоревича, арии князя Игоря и Кончака.

Музыку «Князя Игоря» можно назвать огромным полотном. Композитор задумал создать оперу на основе эпического произведения, а это предполагает соответствующие масштабы».

Лауреат международного конкурса Андрей Силенко репетирует партию князя Игоря. Мы попросили рассказать его о спектакле: «Премьера запланирована на конец театрального сезона. Она будет напоминать прошлогоднюю премьеру «Садко» своими красочными декорациями, массовыми сценами.

Опера «Князь Игорь» – это зрелищная постановка. Нам показывали эскизы русских и половецких костюмов. Будут мечи, копья. Опера понравиться и тем, кто ценит спектакли с батальными сценами, и тем, кто любит лирические дуэты, эмоциональные арии. В этой премьере у меня партия заглавного персонажа. На этот раз мой герой – историческое лицо, князь. Известна его биография. На момент похода, которому посвящена опера, Игорю 35 лет, у него есть сын Владимир Игоревич. Возвращения Игоря ждет жена, княгиня Ярославна. Мне нравится партия Князя Игоря, его знаменитая ария в опере. Я бы еще и партию Галицкого с удовольствием исполнил! Для певца – это тоже яркий персонаж, заметный. Еще думаю, что половецкий мир в опере особенно хорошо удался композитору со знаменитыми «половецкими плясками», арией хана Кончака. Слушателей ждет интересная премьера: все акты, картины оперы запоминающиеся, яркие, много известных, любимых арий».

Партию Ярославны репетируют Светлана Рацлаф-Левчук, Екатерина Кочетова, Светлана Черемнова, Надежда Комарова, Анна Киселева. С солистками мы обсуждали очень интересный вопрос: является ли героиня оперы и «Слова о полку Игореве» Ефросиния Ярославна историческим персонажем? Исполнительницы партии вспоминали, что известно о жизни Ярославны.

Дарья РябинкоНадежда Комарова, лауреат международных конкурсов поделилась своим мнением партии Ярославны: «Бородин создал свою оперу опираясь на текст Древнерусского памятника «Слово о полку Игореве», в котором княгиню называют Ярославной. В истории она вторая жена князя Игоря и звали ее Ефросинья Ярославна. На момент действия оперы ей было 16 лет. Образ многогранен и очень интересен. С одной стороны, несмотря на юный возраст, эта женщина берет на себя бремя государственной власти и готовится защищать Отечество. Это русская Жанна д'Арк. С другой стороны, это любящая женщина, очень мягкая и лиричная. Героиня символизирует преданность, верность и любовь. Ни это ли поистине РУССКАЯ ЖЕНЩИНА! Поэтому вокальное исполнение и актерская игра должны сочетать в себе все разнообразие нюансов, как голосовых, так и эмоциональных. Очень интересный образ и работа над ним поистине доставляет мне удовольствие».

Светлана Черемнова репетирует партии Ярославны и Половецкой девушки. Солистка рассказала нам, насколько уникальна партия Ярославны. Интересно, что в сцена с боярами создана композитором для сопрано и мужского хора. Сложно исполнить так, как задумал Александр Бородин. А режиссер оперы еще и внесла дополнительный смысл в сцену. Ярославна ассоциируется со знаменитой скульптурой «Родина-мать зовет»: «С моей героиней связана тема женского подвига во время войны. Ярославна ждет возвращения мужа из военного похода и одновременно готовится к тому, что в любой момент могут напасть другие враги. Я согласна с историками по поводу того, что русские мужчины одерживали победы в различных войнах, благодаря тому, что дома их ждали такие жены, как Ярославна. Моя героиня ассоциируется с русскими женщинами из поэзии Некрасова. Сразу вспоминается «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Или можно сравнить ее с Иоанной (Жанной д'Арк ) из оперы Чайковского.

Вокально образ Ярославны сложный. Вся партия буквально пронизана атмосферой ожидания, тревоги. Надо эмоционально исполнять партию, передать сложную гамму чувств героини. Партия Ярославны требует много физической и психической энергии от исполнительницы, потому что партия эмоционально насыщена».

За комментариями к образу заглавного героя оперы мы обратились к лауреату международного конкурса Алексею Бочарову: «Князь Игорь» – эпическая опера. Соответственно, Игорь – эпический герой. События оперы на половину вымышленные. Я интересовался этим героем русского эпоса. Все его изучают в рамках школьной программы, потом в ВУЗах в рамках курса истории. На первый взгляд, Игорь повел себя совсем не как герой. Поход на половцев закончился пленом, князь показал живущим у половцев, бежит на Родину, чтобы собирать новые полки. Не совсем героическое поведение. Но опера задумана как патриотическая. Значит, есть скрытый смысл в событиях, которые вынесены на сцену. Патриотизм и героизм Игоря в его переживаниях. Знаменитая ария князя Игоря – это и есть шедевр патриотической музыки. Вокальная сложность партии Князя Игоря в том, что надо выдержать одну эмоциональную линию. Это не менее сложно, чем создать многогранный драматический образ».

Алексей Бочаров и Андрей КолобовАндрей Колобов репетирует партии Владимира Игоревича и Овлура. Мы попросили его рассказать о одной них: «Мой персонаж Овлур интересен тем, что это крещеный половчанин. С ним связана тема Веры. Я попытался представить себе биографию Овлура. Почему он крещеный половчанин, почему помогает организовать побег князя Игоря? Возможно, он не выбирал сознательно веру, его в детстве крестили. Овлур на стороне Князя Игоря, потому что больше верит в Русь как в цивилизацию, чем в половецкое ханство. Мой персонаж сюжетно важный. Именно он с хитростью восточного человека внушает Игорю, что в побеге нет ничего такого уж бесчестного. Если цель – спасение Руси. Бородин создал эту партию для тенора, чтобы голос персонажа напоминал плавную речь человека восточной культуры. В операх отечественных композиторов партии экзотических восточных персонажей часто пишут для теноров. Вспомните, например, Индийского гостя из оперы Римского-Корсакова «Садко».

По словам Владимира Комовича, персонаж очень современный, узнаваемый характер: «Партия очень интересная, но довольно сложная вокально. Владимир Галицкий – это князь. Персонаж, в котором ярко проявляются отрицательные качества. Трус, который признает только авторитет силы. Князь Игорь для него – сила. А во время военного похода князя Игоря, Галицкий пускается во все тяжкие, похищает девушек, бесчинствует. Его нельзя назвать однозначно отрицательным персонажем. Скорее, это тип человека, который не думает о завтрашнем дне. «Живем лишь раз» – его девиз. В наше время это стало, к сожалению, широко распространено».

Режиссер Юлиана Малхасянц внимательно отнеслась к сюжетной линии Кончаковны и Владимира Игоревича. Она восстановила историю первой встречи героев. По замыслу Юлианы, исполнительницы партии Кончаковны даже танцуют вместе с артистками балета. Репетируют Дарья Рябинко, Анна Гичик, Елена Авдеева, Наталья Плотникова.

Лауреат международных конкурсов Дарья Рябинко рассказала нам о том, какой она представляет себе дочь хана Кончака: «Партия Кончаковны очень интересна актерски, эмоционально яркая, насыщенная различными красками. В первую очередь стоит отметить, что Кончаковна – восточная девушка, а значит она самобытная, вольная, открытая в своих чувствах и эмоциях. По замыслу режиссера моя героиня должна напоминать юную Джульетту, которая переживает чувство первой любви. И эти переживания нужно отразить в исполнении каватины и дуэта, которые звучат во 2-ом акте оперы. В трио 3-го акта она напряжена и испугана тем, что может потерять свою любовь. Смена эмоционального настроения обусловлена сменой низкой и высокой тесситуры. Партию нужно исполнять так, чтобы у слушателя не сложилось впечатление, что на сцену в разных актах выходят петь разные солистки. Это непростая и тонкая работа – создать вокальный образ дочери половецкого хана Кончака. Любопытно, что Кончаковна – исторический персонаж, ведь на самом деле была такая дочь половецкого хана, которая вышла замуж за русского князя, приняла православие. Звали ее Свобода, а при крещении ей дали имя Настасья».

Анна Гичик поделилась своими впечатлениями: «Одно удовольствие исполнять такую партию! Мне нравится восточная гармония музыки, нравятся все распевы и фиоритуры, которыми Бородин украсил эту партию. Композитор написал партию юной половецкой девушки для меццо-сопрано, низкого женского голоса для того, чтобы сделать акцент на восточном темпераменте этой героини».

Для того, чтобы разобраться в событиях и персонажах оперы мы обратились к историку по образованию Евгению Макарюку. Попросили рассказать, кто из героев оперы является историческим лицом, была ли возможна свадьба сына русского князя и дочери половецкого хана.

Алексей Перепрыгин«Прежде всего надо сказать, что сама по себе история древнерусского литературного памятника «Слово о полку Игореве» загадочна. Есть даже мнение, что это произведение создано не древнерусским автором.

Поход на половцев, князь Игорь, Владимир Галицкий, хан Кончак, Кончаковна и Владимир Игоревич – это все было в действительности. Есть упоминания в летописях и других документах эпохи Древней Руси. В 1185 году было и полное солнечное затмение. Если учитывать географию, то князь Игорь и его дружина могли наблюдать частичное солнечное затмение. А вот Ярославна – это, скорее всего, элемент художественного вымысла. Историки так и не доказали, что была такая княгиня.

Свадьба Владимира Игоревича и Свободы Кончаковны кажется придуманной. Однако это именно историческое событие. Сюжетная линия Владимира и Кончаковны нашла отражение еще и в песне А. Городницкого, созданной по впечатлениям от оперы «Князь Игорь». «Три войны не достигают той победы, как одна лишь разделенная любовь…» Такие впечатления у автора песни от оперы. На самом деле все не так романтично, как у Бородина. Кочевники приветствовали браки с русскими князьями как политические союзы. Так они могли рассчитывать на поддержку русичей в войне с другими племенами кочевников. Половцы заимствовали политический уклад Руси.

Интересный персонаж Овлур. Среди кочевников были единичные случаи принятия христианской веры. Кочевой образ жизни не располагает к такой религии. Если историю и нельзя изучать по опере Бородина, то интерес к нашей древней истории точно может появиться после такого спектакля».

Каватина Владимира Игоревича традиционно исполняется как концертный номер. Солист театра Алексей Перепрыгин выбрал это произведение для участия во II Международном конкурсе памяти М.Д. Михайлова. Во время подготовки к конкурсу Алексей со своим педагогом Лысенко Анатолием Трофимовичем изучил вокальные особенности партии Владимира Игоревича: «Владимир Игоревич – это сын князя, молодой человек, и как преданный сын он поддерживает отца во всем, будь то его реплики или мизансцены. Возможно, он первый раз участвует в военном походе. До встречи с дочерью хана Кончака он понимает, что половцы – это безусловно враги, но в плену он влюбляется в дочь Хана Кончака и меняет свое мнение. История Владимира Игоревича и Кончаковны напоминает известный сюжет о Ромео и Джульетте. Только со счастливым финалом.

Мне интересна психология моего персонажа. Можно ли считать его предателем? В какой-то момент Владимир Игоревич забывает об интересах военного похода. С другой стороны, слушатель оперы должен понимать, что трудно видеть исключительно врага в отце Кончаковны.

Если говорить о вокальной стороне партии, то всем должен быть интересен дуэт Владимира и Кончаковны. Не так уж часто композиторы опер создают дуэт для лирического тенора и практически контральто. Это очень необычно и красиво».

Евгений Балданов и Анна ГичикРассказать о партии Владимира Игоревича мы попросили ведущего солиста оперы Евгения Балданова, лауреата международных конкурсов. Недавно Евгений получил награду фестиваля «Театральная весна-2013» за исполнение партии Индийского гостя в опере Римского-Корсакова «Садко». А теперь солист репетирует одну из самых знаменитых партий русской оперы для лирического тенора: «Никогда раньше не исполнял музыку Бородина. Поэтому очень интересно работать в этой постановке. Партия Владимира Игоревича для меня – совершенно новая, необычная. Получается, что я снова пою о любви, как во многих операх. Но в этой эпической постановке мой персонаж – не просто влюбленный юноша, а историческое лицо, княжеский сын, воин. У меня красивый сольный номер каватина Владимира. И еще знаменитый дуэт с Кончаковной. Поскольку сюжет оперы связан с военными походами, мы учимся обращаться с мечами. Батальные сцены должны выглядеть красиво. Думаю, слушателям будет интересно посетить премьеру. Наш театр открывался оперой «Князь Игорь» 35 лет назад. Возможно, кто-то из любителей оперы помнит прежнюю постановку.

Желаю всем приятно провести время в нашем театре во время премьеры».

Премьера состоится 28, 29 и 30 июня.

Yarsk.ru, 25 июня 2013 г.