Цветовая схема:
Пандемия – пандемией, а праздники по расписанию. А если тех, которые по расписанию, недостаточно в наше тревожное ковидное время, то создаем недостающие сами. Правда, не все это могут, но Красноярский театр оперы и балета имени Д.А.Хворостовского уже не первый раз дарит своим зрителям музыкальные праздники – это и мировая премьера оперы Александра Чайковского «Ермак», и забытые оперы «Кавказский пленник» Цезаря Кюи, и «Богатыри» Александра Бородина, и другие проекты.
Идея же именно того праздника, о котором пойдет речь в данной статье, принадлежит молодому дирижеру Ивану Великанову, с начала текущего сезона являющегося штатным дирижером Красноярского оперного. А поскольку одной из сильных музыкальных привязанностей Ивана является старинная музыка, то и тему концерта он выбрал соответствующую – «Рождество старой Европы». Европа закрыта, а таким концертом красноярские музыканты передали ей творческий привет, ну и нашей публике, конечно, удовольствие доставили, а заодно и просветили ее. Старинную музыку у нас мало знают не только в Красноярске.
Все-таки здорово, когда «пироги печет пирожник». Вкусные пироги получаются! А Иван Великанов толк в старинной музыке знает – недаром он создал первый в России ансамбль старинных духовых инструментов Alta Capella и успешно гастролирует с ним по городам и весям.
Концерт с такой редкой для наших концертных, а тем более, театральных залов программой был исполнен ансамблем из 12 музыкантов (флейта, контрабас, виолончель, скрипки) – оркестрантов симфонического оркестра Красноярского театра оперы и балета, а также исполнителями на инструментах, которых нет в симфоническом оркестре, и квартетом солистов-вокалистов театра (Ольга Басова (меццо-сопрано), Александра Черпакова (сопрано), Александр Михалев (баритон) и Евгений Севастьянов (бас). Но без истинно средневекового инструмента – лютни – не обошлось, конечно. Для участия в этом концерте пригласили московскую лютнистку, победительницу единственного в мире Международного конкурса исполнителей на лютне Марину Белову. Диковинный инструмент Марины воскрешал в памяти образы лютнистов в мировой живописи и первым из них – «Лютнист» Караваджо, шедевр, хранящийся в коллекции Эрмитажа. И другой вариант лютниста, написанный Караваджо несколько позже, который хранится в Музее «Метрополитен» в Нью-Йорке. Лютнистов изображали художники разных стран и разных школ, и какие разные все изображенные ими лютнисты, лютнистки и их лютни!
Итак, Мелоццо да Форли. «Ангел с лютней» (Музей Ватикана). Парассио Мишель. «Венера, играющая на лютне, и Купидон» (Музей изящных искусств, Будапешт). Ганс Гольбейн. «Портрет незнакомца с книгами и лютней» (Галерея искуссств, Берлин). Это только несколько авторов и названий, а картин с лютнями и лютнистами довольно много. А если вглядеться в эрмитажное полотно Караваджо, то на партитуре можно прочесть надпись: «Вы знаете, что я люблю Вас. Вы знаете, что я любил Вас».
Любовь, конечно, великое чувство. И не только мужчины к женщине или женщины к мужчине, но и мастера к своему делу. Ведь если бы не любовь Ивана Великанова к старинной музыке, как многого не узнали бы об этогй музыке слушатели концерта и те, кто имел возможность посмотреть-послушать концерт в Интернет-трансляции! А возможность многое узнать о старинной музыке слушатели получили, потому что Иван во время концерта увлечённо, ясно и красочно о ней рассказывал, так же как и об инструментах, занятых в ансамбле. Программа концерта была составлена как путешествие по странам Европы, соответственно Иван и рассказывал о музыке разных европейских стран эпохи барокко и Ренессанса. И при этом успевал сам играть на цинке (старинном рожке) и дирижировать ансамблем.
И то, и другое, и третье получалось у него замечательно. Он умело управалял вниманием слушателей, «вел» их из страны в страну, и на этом непростом пути не потерял никого из присутствовавших в зале – ни взрослых, ни детей, хотя программа сложна для людей ХХI века. По поведению слушателей и по тишине в зале было видно, что присутствующие с интересом следуют за Иваном в этом музыкальном путешествии и открывают для себя новые имена, новые созвучия, новые факты. Ну, где еще можно познакомиться с произведениями композитора, который не только жил в Англии во времена Шекспира, но и был с ним знаком, и услышать музыку, которую слышал Шекспир? А вот, пожалуйста: Джон Доуленд и его сочинения. Или «Песня о музыке» Генри Пёрселла. Она звучала в те времена, когда старинная музыка была практически забыта. И, что символично для Красноярского оперного театра, ее исполнял Дмитрий Хворостовский, чье имя носит театр сейчас. Из Германии – во Францию, из Франции – в Англию, из Англии – в Италию, затем в Испанию. Композиторы Михаэль Преториус, Джироламо Капсбергер, Генрих Шютц, Альфонсо Феррабоско-младший, Томас Равенскрофт, Марк-Антуан Шарпантье, Гендель, Бах, Моцарт и другие.
Как красиво звучат современные инструменты, когда в них «внедряются» инструменты старинные, придающее своеобразие звучания ансамбля в целом! А какими чарующими звуками лютни наполняла театральный зал Марина Белова! Иван Великанов удачно подобрал по тембрам голосов певцов-солистов, и они пели, как и дОлжно исполнять старинную музыку, особым звуком, почти без вибрато. Приглашенная из Перми певица - солистка Пермского театра оперы и балета сопрано Наталья Кириллова, явный знаток барочной музыки, мастерски соблюдала стиль исполнения, как и четверка красноярских солистов. Звук у барочной музыки должен быть камерный, требующий другого, нежели оперное пение, дыхания, другого звуковедения, и все оперные солисты – участники концерта с этим хорошо справились. А темпово-стилистическая слаженность квартета – несомненная заслуга дирижера и певцов.
У Ивана Великанова-дирижера были точные, определенные, небольшие, но очень уместные для исполнявшейся музыки жесты. Приятно было видеть и слышать, что он обладает не только надлежащей дирижерской техникой и мастерством солиста-инструменталиста, но и обширными знаниями на стыке разных искусств, чего публика, конечно, не могла не оценить.
Красивый, искусно выстроенный концерт легко и ненавязчиво, словно на машине времени, переносил слушателей в старую Европу. Без 3D эффектов, без анимации и иных техно-чудес ХХI-го века. Только звуком, только словом. В одном из известных стихотворений Ларисы Рубальской есть слова «Плесните колдовства». Этим концертом красноярские музыканты и приглашенные солисты под руководством Ивана Великанова плеснули и – щедро! Но, скорее, не колдовства, а волшебства.
Людмила ЛАВРОВА
"Литературная газета", 11.03.2021 года