Цветовая схема:
Так уж повелось, что пока заграница не даст приличную оценку нашим талантам, мы сами (особенно наши чиновники от культуры) не готовы по-настоящему оценить своих доморощенных музыкантов, певцов, танцоров. Об успешном завершении зарубежных гастролей балетной труппы и оркестра Красноярского театра оперы и балета шла речь на состоявшейся в среду пресс-конференции. Своими впечатлениями от поездки делились солисты балета Александр и Мария Куимовы, Наталья Хакимова, а также директор театра Вера Ситникова и главный дирижер Анатолий Чепурной.
В течение двух с половиной месяцев колесили сорок артистов из Красноярска по Великобритании и Италии. Более тридцати городов посетили, 73 спектакля сыграли, около сорока тысяч зрителей смогли познакомиться с тремя шедеврами русской классики – балетами Чайковского "Лебединое озеро", "Щелкунчик" и "Спящая красавица". Участники этого мощного "десанта" еще раз убедились, что русский балет в мире любят и ценят по-прежнему, а русская балетная школа остается лучшей и наиболее авторитетной.
За последние годы, когда главным балетмейстером Красноярского театра стал Сергей Бобров, молодой ученик великого Юрия Григоровича, балетная труппа совершила творческий рывок и доказала, что она является достойным продолжателем лучших традиций русского классического балета. "Ваша труппа не перестает меня удивлять, – заявил продюсер Роберт Джолли, который уже второй раз организовывал гастроли красноярцев. – Уровень кордебалета за год вырос на голову, хотя и в прошлом году он был очень хорош. Ваш новый балет – "Спящая красавица" – впечатляет. У вас впереди большое будущее!" Не менее лестными были и отзывы прессы в тех городах, где выступал красноярский балет. Особенно высоко оценили рецензенты мастерство народного артиста России Александра Куимова. Но самое радостное – это аншлаги на всех спектаклях, билеты расхватывались заранее, залы были битком набиты, после каждого представления долго не смолкали аплодисменты.
– Эти гастроли еще раз подтвердили, что уровень нашей балетной труппы очень высок, – сказала Вера Ситникова, – и мы конкурентоспособны на европейском рынке. Кое-кого из своих конкурентов мы уже вытеснили с этого рынка. Самым же потрясающим для меня был прием в Италии. Если англичане смотрят серьезно, сосредоточенно, то итальянцы очень эмоциональны! Казалось бы, такая музыкальная нация – чем мы их могли удивить? Но в Италии нет своей балетной школы, и русский балет они очень любят.
Неожиданно выяснилось, что гастроли красноярцев – это не только культурное, но и политическое событие. Так, в Кардифе спектакль "Щелкунчик" посетил посол России в Великобритании Григорий Карасин, который потом заверил наших артистов, что их блестящее выступление помогло проведению переговоров в Уэльсе и способствовало развитию отношений между нашими странами. В своем письме на имя губернатора Александра Хлопонина посол предложил еще раз повторить эти гастроли. Так что, если вспомнить лозунги советских времен, красноярский театр стал "послом мира и дружбы между народами".
Еще готовясь к гастролям, красноярцы узнали, что в итальянском городе Бари, который им предстояло посетить, хранятся в базилике мощи святого Николая Угодника. Архиепископ Красноярский и Енисейский владыка Антоний благословил земляков и передал в дар русской православной церкви города Бари икону. А в ответ настоятель храма отец Владимир отправил в Красноярск уникальный священный дар – благодатное миро, источаемое мощами святого.
Где только не побывали наши артисты! В сказочной Венеции и легендарной Пизе, посетили Париж, а многие успели заскочить и в Лондон, переплыли на пароме Ла-Манш. Было множество интересных встреч и ярких впечатлений. Но на первом месте, конечно, оставалась работа, ежедневные спектакли, репетиции. Уже во время гастролей состоялись два серьезных дебюта. Так, Анна Оль успешно станцевала партию Принцессы Авроры в "Спящей красавице", а Мария Куимова не менее успешно дебютировала в роли Маши в балете "Щелкунчик". Как заметила с гордостью Вера Ситникова, "наша звездная молодежь может станцевать все!.."
Едва отдышавшись после успешных гастролей, балетная труппа уже готова приступить к репетициям спектакля "Баядерка" на музыку Минкуса. А в перспективных планах – "Ромео и Джульетта" Прокофьева и "Спартак" Хачатуряна. Ближайшая же премьера театра – опера Бизе "Кармен".
Прозвучали на пресс-конференции и печальные ноты. Так, выяснилось, что недавний ремонт выполнен не очень качественно – пол сцены уже начал коробиться, рассыхаться, появились большие щели... Впрочем, акт о приемке еще не подписан, и руководство театра надеется, что эта работа будет доведена "до ума".
Впереди – новые премьеры, новые гастроли. Хочется верить, что красноярский балет окончательно завоюет зарубежный рынок, если, конечно, этому не будут препятствовать близорукие чиновники, опьяненные иллюзорной идеей "самоокупаемости" театра.
Эдуард РУСАКОВ
"Красноярский рабочий", 04.02.2004 г.