Цветовая схема:
Опера П.И. Чайковского «Пиковая Дама» стала одним из самых ярких событий V Международного фестиваля «Парад звезд» Красноярского государственного театра оперы и балета. Партии Германа, Лизы, Елецкого исполнили приглашенные солисты из Большого театра, «Геликон-опера». Дирижировала Алевтина Иоффе (Музыкальный театр им. Натальи Сац). Мы решили побеседовать со зрителями и узнать, что они думают о фестивале оперного искусства, устроенном ради них. Выяснилось, что есть зрители, которые посещают практически все спектакли «Парада звезд» и даже слушают одну оперу дважды. Предлагаем Вам отзыв слушательницы Елены, специалиста по международным экономическим отношениям.
Мое первое знакомство с оперой Чайковского «Пиковая Дама» состоялось в рамках проходящего сейчас в Красноярском театре оперы и балета «Парада звезд». Оба спектакля, на которых я побывала, вошли в фестивальную программу. С первого же действия я обратила внимание, как любопытно поставлена опера. В ней нет статических персонажей, каждый участник спектакля играет свою роль, большую или маленькую. В каждом уголке сцены что-то происходит: картежники рассказывают анекдоты, дамы переговариваются. Я уже знаю, что эту особенность можно назвать «фирменным стилем» режиссера Юлианы Малхасянц.
На второй день я специально села ближе к сцене — и внимание привлек Герман. Лауреат всероссийских конкурсов солист Большого театра Дмитрий Полкопин так убедительно изображал человека одержимого, почти сумасшедшего. Сначала мне показалось, что карты и желание разбогатеть сводят с ума героя. Когда второй раз послушала оперу — поняла, что уже с первой сцены Герман одержим. На мой взгляд, солисту удалось передать состояние человека, которым владеют разные страсти — любовь, азарт, отчаянное стремление во что бы то ни стало разгадать тайну Пиковой Дамы.
Не только Герман - каждый герой оперы на какое-то время полностью захватывает внимание зрителей. Обе исполнительницы партии Лизы — Анна Нечаева (Большой театр, Москва) и лауреат международных конкурсов Елена Михайленко (Московский музыкальный театр «Геликон-опера») кроме блестящих вокальных данных порадовали публику драматическим талантом. Мне кажется, современным слушательницам труднее всего понять Лизу и ее поступки. Слушала оперу – и меня не оставляла мысль о том, что любовь к Герману можно объяснить только словами «судьба», «рок». Как можно отвергнуть благороднейшего князя Елецкого?! Но это же опера! Разумеется, «любимый романс Лизы» многое объясняет в поступках героини, в частности невозможность свадьбы с князем.
Я бы, кажется, слушала и слушала арию Елецкого «Я вас люблю, люблю безмерно…». Солист, приглашенный на партию Елецкого, — заслуженный артист России, солист Большого театра Андрей Григорьев - не только на меня такое впечатление произвел. Слушатели высоко оценили исполнение приезжего артиста, хотя красноярские солисты пользуются не меньшим успехом у местных ценителей оперного искусства. Баллада Томского в исполнении народного артиста РФ Владимира Ефимова — это целый оперный спектакль. Мне кажется, многим слушателям Томский симпатичен своим отношением к жизни. Солисту удалось создать образ человека, у которого есть ответ на любой вопрос, сценарий решения любой проблемы. Когда атмосфера на сцене становится мистически-напряженной, и неразрешимые конфликты нагнетают чувство страха, Томский с его практичными советами кажется единственным здравомыслящим персонажем. Тем контрастнее на его фоне выглядят другие герои, поглощенные своими страстями.
Полина в исполнении лауреата международных конкурсов солистки Красноярского театра оперы и балета Дарьи Рябинко запомнилась зрителям прекрасным исполнением романса. Традиционно во всех сценах был великолепен хор театра.
Распространено мнение о том, что «все оперы про любовь». Наверное, «про любовь» все остальные, но опера «Пиковая Дама» об игре в широком понимании слова. Именно этот смысл в интерпретации пушкинского сюжета подчеркивает для зрителей режиссер. На сцене много карт: декорации напоминают карты, узорами в виде карточных мастей расшиты костюмы хора, герои часто раскидывают колоды карт. Визуальные средства усиливают эффект музыкальной темы «Три карты…», и мы понимаем, что не любовь к Лизе, а игра — главная страсть Германа.
Вместе с главными героями оперы мотивы игры, азарта раскрывают эпизодические персонажи.
Обратив внимание на игроков, постоянных посетителей игорного дома, злобных подстрекателей, которые преследуют Германа, я предположила, что театр решил устроить зрителям настоящий праздник, раз ведущие солисты исполняют на первый взгляд второстепенные партии. Евгений Балданов, Илья Кривчиков, Борис Сабиров, Дмитрий Рябцев ничего не поют, только напоминают Герману о картах. Это же наши знаменитые исполнители партий Ленского, Морского Царя, Садко! До самой последней сцены думала, что они так и будут обмениваться репликами.
Но «Игрецкая» в исполнении четверых картежников запомнилась мне как праздничный концертный номер перед трагическим финалом. Еще раз убедилась в том, что «нет маленьких ролей». Ведущий солист оперы Евгений Балданов в сцене карточного проигрыша убедил всех, что рисковать состоянием, смеяться над тем, кто не может поставить на карту десятки тысяч, — это игра с судьбой, которая заканчивается если не трагически, то печально. Я заинтересовалась, что это за карточная игра, которой увлечены все герои оперы, и выяснила, что она в значительной мере основана на везении.
И, наконец, о самом сильном впечатлении. Партию Графини исполнила солистка Красноярского театра оперы и балета Нина Кириенко, причем созданный ею образ оказался удивительно жизненным и ярким. Временами я пугалась призрака Пиковой Дамы, а когда Нина Кириенко пела знаменитый романс Графини, я верила в то, что эта «восьмидесятилетняя карга» была «Венерою Московской».