Цветовая схема:
В Красноярске завершается V Международный фестиваль "Парад звёзд в оперном"
Фестиваль традиционно проводится в Красноярском государственном театре оперы и балета с февраля по апрель, начиная с 2010 года. Это масштабный проект, подаривший жителям края, и в первую очередь красноярцам, незабываемые встречи с приглашёнными солистами и дирижёрами, яркие премьеры и обновлённые, любимые зрителями спектакли.
Дитя с сильным характером
Пять лет – ещё не юбилей, а лишь первая полукруглая дата, детский возраст, можно сказать. Но для творческого проекта этот возраст не так уж и мал, а его стабильность и востребованность подтверждают, что театральное детище уверенно растёт и набирается сил. Ни разу за пятилетнюю историю "Парада" не было срывов. Случалось, что одних артистов заменяли другие, но исключить подобные моменты невозможно. А факт востребованности доказывает неослабевающий интерес красноярских театралов к ежегодным представлениям "Парада звёзд", которые чаще всего проходят с аншлагом.
Хочу оговориться: у меня, постоянного (с 2003 года) и преданного зрителя Красноярского оперного, нет ни малейшего стремления к анализу, обобщению и раздаче оценок – пусть это делают специалисты и сам коллектив, сумевший реализовать задуманное. Моя цель другая - во всеуслышание признаться в любви к нашему замечательному театру, высказать искреннюю признательность за минуты, нет, часы душевного комфорта и счастья, за ощущение сопричастности к происходящему на сцене и поделиться своими мыслями.
Что же дал нам, зрителям, международный фестиваль, о чём заставил задуматься? Главным подарком стала возможность увидеть и услышать звёзд современной оперной сцены. Справедливости ради заметим, что на небосводе фестиваля зажигаются неравновеликие звёзды: свет одних знаком не только в нашей стране, но и за рубежом, а свет других лишь только начинает разгораться. Но не суть важно. В течение пяти сезонов красноярские любители оперы смогли побывать на спектаклях и концертах с участием таких известных вокалистов, как Елена Образцова, Ирина Богачёва, Маквала Касрашвили (народные артистки СССР), Михаил Губский, Михаил Урусов (заслуженные артисты России), Василий Ладюк, Дмитрий Полкопин, и многих других певцов, лауреатов престижных конкурсов, которые сегодня являются солистами в лучших российских и зарубежных театрах. Ну кто из нашей красноярской публики может позволить себе такую роскошь – съездить на спектакли в Большой театр, "Новую оперу" имени Е. Колобова, Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (Москва), или в Мариинский театр (Санкт-Петербург), не говоря уже о театрах Сербии, Белоруссии, Монголии?.. Только избранные особы, коих среди поклонников оперы крайне мало наберётся – единицы. Таким образом, Красноярский оперный (спасибо спонсорам!) способствует уравниванию возможностей зрителей, ведь билеты на "Парад звёзд" доступны каждому желающему (я, например, очень довольна тем, что мне нравится опера, а не эстрада,- затраты на концерты гастролёров от шоу-бизнеса мой семейный бюджет не выдержал бы однозначно).
Рост соответствовал артистизму
Свидетелями многих интересных событий, произошедших в рамках "Парада", стали красноярцы, и каждый из зрителей открыл для себя и продолжает открывать новые имена. Меня больше всего поразила Ирина Богачёва, солистка Мариинского театра, певица-легенда, педагог, участвовавшая в проекте в 2012 году. Помню, её номера в программе концерта отодвигались, и мы, грешным делом, уже начали волноваться, и вдруг Ирина Петровна выходит из-за кулис с зажатым в руке платочком и поёт "Простите меня" – великолепный романс В. Гаврилина на стихи А. Володина, да так проникновенно, естественно, что показалось – он написан и исполнен именно для нас – сидящих в зале. Настоящая актриса, она умеет обращаться ко всем сразу и к каждому зрителю отдельно.
Восхитила своим необыкновенным меццо-сопрано Лариса Андреева (2010 год) – солистка театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Порадовал обладатель редкого голоса Артём Крутько из Челябинского театра оперы и балета - контратенор, уже неоднократно приезжавший в Красноярск. Песня Леля из оперы Н. Римского-Корсакова "Снегурочка" в его исполнении была особенно хороша в концертном варианте, зал неистовствовал.
Удивил и покорил Георгий Дмитриев – артист из Ташкентского Большого театра оперы и балета имени Алишера Навои: на сцену вышел великан – более двух метров. И так хотелось, чтобы его мастерство соответствовало росту. Георгий не обманул наших ожиданий, а превзошёл их. Я, признаться, никогда прежде не видела такого артистичного оперного певца. Потом узнала, что первая его профессия – актёр драмы, а недавно прочитала, что он участвовал в столичном конкурсе молодых режиссёров оперы, где занял 1-е место и получил приз зрительских симпатий. Кстати, запомнился не только Дмитриев, но и все роскошные басы, участвовавшие в грандиозном открытии фестиваля 2013 года, посвящённого 140-летию Ф. И. Шаляпина. То был не концерт, а праздник!
Мадам, вы прекрасны
А какими незабываемыми спектаклями наградил театр своих зрителей, какими долгожданными премьерами осыпал, некоторые из них состоялись в ходе фестиваля! В щедрой россыпи – "Любовный напиток" Г. Доницетти (2011 год), "Садко" Н. Римского-Корсакова (2012 год), "Князь Игорь" А. Бородина (2013 год), ну и, конечно, "Борис Годунов" М. Мусоргского, грандиозная премьера которого открывала нынешний V фестиваль.
Мне посчастливилось увидеть первый показ этого спектакля (7 февраля). Впечатление осталось настолько сильное, мощное, что я считаю - это самая лучшая работа театра. Уникальный результат стал возможен в первую очередь благодаря сотрудничеству с московскими коллегами: Большим театром, предоставившим прекрасные костюмы, и "Новой оперой", подкрепившей силы нашего театра своими солистами и дирижёром Дмитрием Волосниковым, который вложил для общего успеха немало энергии и таланта. А Владимир Кудашев был потрясающим Борисом Годуновым! Причём исполнители главных партий работали два вечера подряд, лишь поменявшись ролями,- колоссальная нагрузка, но они всё сделали для нас. А разве можно остаться равнодушным к Юродивому, в которого перевоплотился солист Красноярской оперы Евгений Балданов?!
Фестиваль позволил не только полюбоваться на приезжих звёзд, но и внимательнее присмотреться к своим, можно сказать, родным солистам. Мы убедились, что певцы Красноярского театра мало в чём уступают известным вокалистам, а в чём-то и превосходят их. Например, я помню "Мадам Баттерфляй" Дж. Пуччини с красноярской солисткой в главной партии и с приглашённой, и мне показался ближе первый вариант. Наша исполнительница Светлана Рацлаф-Левчук была так трогательна в роли обманутой японской девушки, что нельзя было не проникнуться её переживаниями.
Украшают спектакли своим участием красноярцы Владимир Ефимов и Анатолий Березин (народные артисты России), Вера Баранова и Наталия Соколова (заслуженные артистки России), Андрей Силенко и Алексей Бочаров, Дарья Рябинко и Нина Кириенко, Евгений Балданов и Борис Сабиров, Илья Кривчиков и Александр Михалёв, Роман Хобта и Олег Алексеев, и многие другие. Все они - участники "Парада звёзд". (Как жаль, что две звезды блистают теперь на других подмостках – покинули Красноярск талантливые молодые вокалистки Олеся Гордеева и Анастасия Лепешинская.) Отдельное спасибо музыкантам оркестра, без которых невозможна ни одна постановка, всем дирижёрам и слаженному хору под руководством Дмитрия Ходоша.
Не выпускайте карлика
В V фестивале, посвящённом русской опере, мне удалось посмотреть все представленные оперы П. Чайковского (моего любимого композитора). К сожалению, Татьяну из "Евгения Онегина" я недопоняла (приглашённая солистка пела с акцентом), Лизе из "Пиковой дамы" я не поверила (хотя вокал её был на высоте), а "Иоланта" мне показалась костюмированным концертом – не хватило эмоций и артистического ансамбля.
Возможно, такие ощущения остались потому, что постановки знакомые, виденные неоднократно. Хотелось, наверное, чего-то большего... Прежде всего, достоверности. Чтобы Иоланта была действительно похожа на слепую, чтобы Татьяна не думала о том, как бы ей поудобнее умоститься на груде яблок (по режиссёрской задумке, реализовать которую ей, судя по всему, не удалось), чтобы артисты проживали свою роль, а не просто вокализировали.
"Если спектакль современный, должны быть такие технологии, чтобы публика умирала от восторга", – сказала в интервью народная артистка России, солистка Большого театра Ирина Долженко, которая сегодня является художественным руководителем красноярской оперной труппы. А вот ещё одно мнение известного московского специалиста - Дмитрия Вдовина, художественного руководителя Молодёжной оперной программы Большого театра: "Сидя в зале, мы должны наслаждаться пением. А у нас многие приходят услышать, какие ошибки совершит вокалист. И именно от этого ловят кайф..." (журнал "Музыкальная жизнь", N 4, 2013). Опытные вокалисты знают, о чём говорят, и всё же не могу с ними полностью согласиться.
Возможно, избалованная столичная публика с особым пристрастием относится к вокальной технике певцов и ждёт от них проколов, но наш провинциальный зритель гораздо более сердечный и доверчивый – свой кайф он ищет в другом. Мы ходим в театр за чудом! А чудо заключается не столько в современных технологиях и спецэффектах, сколько в правдоподобности и оправданности сценического действа. Можно напридумывать множество режиссёрских ходов, нагромоздить кучу театральных фокусов, но если ничего, кроме недоумения, они не вызывают, то кому это нужно?..
Не без ужаса прочитала в упомянутом журнале ("Музыкальная жизнь") о недавней постановке "Евгения Онегина" в одном из московских театров: там исполнительница главной партии бросает в стену бутылки (причём, если не успевает метнуть во время пения всё запланированное количество, режиссёр затем высказывает ей недовольство), а открывая холодильник (?), Татьяна обнаруживает там карлика... От неожиданности зритель, естественно, содрогается. И ради чего всё это? Ради испуганных возгласов?..
Как хорошо, что наш театр далёк от подобных экспериментов, и очень хочется, чтобы он и в дальнейшем придерживался выбранной линии, продолжал "марши звёздного парада" и никогда не ориентировался на ультрамодные постановки в поисках сомнительной славы. Пусть ищет, развивается, но только иным способом – интеллигентно, вдумчиво, правдиво, чтобы достучаться до сердца каждого зрителя и, приподняв его над будничностью, сделать чуточку добрее, чище и счастливее.
На снимках: Сцена из оперы "Князь Игорь". Половецкие пляски. Алексей Бочаров – Онегин готов к дуэли.
Светлана ШИДЛОВСКАЯ
"Красноярский рабочий", 10.04.2014 г.